Иоакимо — Анновский  храм  Можайска

Лопатина А.А. Уроки веры для младших классов

sarikКак преподать детям первые понятия о вере, Боге, заповедях? Хорших учебников очень мало, мы предлагаем материалы для обучения детей.

Урок №1

Вера в Бога

 

Игра «Во что мы верим»

 

Обсудите с детьми, во что может верить человек (любовь мамы и папы, дружбу, природу, книги, игруш­ки, сказки и т.д.) Затем дети встают в круг, педагог бросает кому-либо из них мяч и спрашивает его: «Во что ты веришь?» Поймавший мяч должен ответить, во что он верит, например, в любовь мамы, и вернуть мяч педагогу.

Следующий ребенок, которому педагог бросает мяч, должен сначала объяснить, почему его друг верит в любовь мамы, а потом рассказать, во что он верит сам. Например: «Саша верит в любовь мамы, потому что мама о нем заботится, а я верю в дружбу». Игра про­должается до тех пор, пока мяч не побывает в руках у всех детей.

 

Вопросы и задания для беседы:

 

v Что вы представляете, когда говорят о Боге?

v Знаете ли вы книги, которые люди называют свя­тыми или божественными? Есть ли эти книги у вас дома, и кто их читает?

v Как вы думаете, чем вера в Бога помогает людям?

v Расскажите о каком-либо человеке, который верит в Бога.

v Были ли в вашей жизни моменты, когда вы чувствовали помощь Бога?

 

Прочитайте детям сказку

 

цыпленок с Беспокойным сердцем

 

С.Ален

 

Жил на свете маленький глупый цыпле­нок. Этот маленький цыпленок захотел однажды долететь до Бога, что конечно, было не так уж глупо. «Наверное, надо взлететь высоко-высоко, — поду­мал он, — но я не умею летать так высоко, чтобы доле­теть до Бога».

И цыпленок отправился в путешествие, чтобы най­ти кого-нибудь, кто объяснит ему, как долететь до Бога. Шел он шел, и встретил козу. Цыпленок очень об­радовался, потому что подумал: «Конечно, эта боль­шая коза поможет мне!»

Но у козы пропал маленький козленок и она была очень расстроена. Она грустно посмотрела на цыпленка и спросила:

– Ты можешь помочь мне найти моего маленького козленка?

– Найти козленка? О Господи, конечно нет! Мне некогда. Мне нужно научиться летать высоко, чтобы долететь до Бога, — ответил цыпленок и пошел прочь.

Вскоре он встретил маленького мальчика, который искал затерявшуюся монетку.

– Ты не знаешь, как мне долететь до Бога? — спро­сил его цыпленок.

– Нет, извини, я не знаю, как летать, — сказал маль­чик и попросил, — помоги мне, пожалуйста, найти мо­нетку?

– Помочь тебе? Мне некогда. Мне нужно долететь до Бога!» — ответил цыпленок и зашагал прочь.

Спустя некоторое время он проходил мимо малень­кой девочки, у которой шарик улетел на дерево.

– О, цыпленок, взлети на дерево и достань мне шарик! – попросила она.

– Извини, не могу, – ответил цыпленок, – я за­нят. Мне нужно найти того, кто поможет мне доле­теть до Бога! Твой шарик не может помочь мне в этом, – и он зашагал прочь.

Но умная малышка позвала цыпленка назад:

– Эй, глупый цыпленок, вернись! Я знаю, как найти Бога.

– Ты? Ты такая маленькая, у тебя нет даже крыль­ев, – не поверил цыпленок

– Но я знаю, потому что мама и папа читают мне священные книги по вечерам. А ты знаешь о чем говорят эти книги?»

– О чем же они говорят? – переспросил цыпле­нок, усаживаясь возле девочки.

– Они говорят, что ты должен сделать для Бога комнату в своем сердце!

– В моем сердце? – удивился цыпленок.

– Да, и поместить Бога туда. А поместить Бога в свое сердце, это значит стать счастливым. И легче все­ го почувствовать себя счастливым, если ты сможешь помочь кому-нибудь, – объяснила малышка.

– Ну, возможно, – недоверчиво ответил цыпленок, – не знаю, я никогда не пробовал.

– Ты даже никогда не пробовал?! Но ты можешь попробовать сделать это прямо сейчас, – и девочка посмотрела на шарик.

– А, да, верно, – сказал цыпленок и взлетел на дерево, чтобы достать шарик.

Когда он спустился с шариком, девочкины глаза си­яли такой радостью, что цыпленок почувствовал ка­кое-то нежное щекотание в своем сердце. «О, да это довольно приятно», – подумал он.

– Если ты узнаешь еще кого-нибудь, кто будет нуж­даться в твоей помощи…, – но девочка не успела договорить, потому что цыпленок сорвался с места и убежал.

Как ты думаешь, куда он побежал?

 

Вопросы и задания к сказке:

 

v Как вы думаете, куда побежал цыпленок?

v Были ли в вашей жизни моменты, когда вы были очень заняты, и поэтому не могли помочь кому-либо?

v Включите музыку, попросите детей закрыть гла­за и представить, что на одном волшебном ша­рике они решили долететь до Бога. Затем дети рассказывают, кому и чем они помогли на своем пути.

 

Рисунок «Комната в сердце»

Представьте, что в вашем сердце появилась комна­та для Бога. Нарисуйте эту комнату и расскажите, как она по­явилась в вашем сердце.

 

Творческое задание «Добрый путь»

 

Прочитайте детям пословицу: «За Богом пойдешь, добрый путь найдешь».

Попросите детей закрыть глаза, вспомнить о чем-нибудь добром, что произошло в их жизни, и расска­зать об этом своим друзьям.

Затем попросите детей рассказать обо всем доб­ром, что могут сделать для них разные люди, (деревья, животные, цветы и т.д.) на волшебном пути к Богу.

Например, добрый человек может пригласить в пу­тешествие, о котором ребенок мечтает; доброе дерево расскажет ему лесную сказку; добрые цветы обрадуют и прогонят грустное настроение и т.д.

 

 

Урок №2

благодарность

 

Игра «Птица Благодарности»

 

Попросите детей представить, что на землю приле­тела птица благодарности. Она залетала в окна к тем, кто забыл поблагодарить за что-либо своих родите­лей, друзей или знакомых, и напоминала им об этом. Затем дети должны представить, что птица благодар­ности залетела к ним в окно; вспомнить всех, кого они забыли поблагодарить, и мысленно сказать им спасибо.

 

Вопросы и задания для беседы:

 

v Как вы думаете, для чего человек должен гово­рить «спасибо»?

v Попросите детей перечислить всех, кому они мог­ ли бы сказать спасибо за новый дом, интересную книгу, игрушку, вкусный торт, увлекательное путешествие и т.д., и объяснить почему.

 

Прочитайте детям сказку:

 

КТО вЫРастиЛ ЯБЛОЧКО?

Е.Фролова

 

Мама принесла домой большие румяные яблоки. Взяв одно яблоко, она протяну­ла его своей дочке Настеньке.

Обрадовалась девочка и говорит:

– Ой, какое красивое яблоко! Спасибо, мамочка.

– Не меня благо­дари, Настенька, — от­ветила мама, — а де­рево, которое вырасти­ло такие вкусные пло­ды.

Побежала девочка в сад поблагодарить яблоньку, прошелес­тела в ответ яблонька:

– Спасибо, На­стенька, за твою благодарность, но без заботы садовника я ни­когда не вырастила бы такие вкусные яблоки.

Садовник как раз работал неподалеку.

– Дедушка, – сказала Настенька, – спасибо тебе за то, что ты заботился о яблоньке.

– Не меня благодари, девочка, а солнышко, – улыб­нулся садовник, – без его теплых лучиков, яблоки никогда не созрели бы.

«Так вот, кого нужно благодарить», — обрадова­лась Настенька и обратилась к солнышку:

– Спасибо, милое солнышко, за такие вкусные яб­локи!

Солнечные лучи ласково прошептали Настеньке:

– И мама, и яблоня, и садовник, – все мы стара­лись, Настенька, чтобы яблочки сочные да сладкие тебя радовали и помогали тебе расти.

Вопросы и задания к сказке:

 

v Нравится ли вам, когда вас за что-либо благодарят?

v Как вы думаете, слышит ли природа благодарность человека?

v Перечислите, чему в природе вы благодарны боль­ше всего, и объясните почему.

Творческое задание «Спасибо природе»

 

Во время прогулки по лесу попросите детей ска­зать спасибо дереву (солнцу, небу, траве и т.д.), а за­тем объяснить, за что они ему благодарны.

После этого поделите детей на группы. Некоторые группы описывают чувства ручейка (дерева, леса, зем­ли), который поблагодарили. Другие — описывают чув­ства ручейка, который никто и никогда не благода­рил.

Попросите детей сравнить свои описания.

 

Рисунок «Благодарное сердце»

 

Прочитайте детям пословицу: «Благодарностью сердце украшается». Поделите детей на группы и по­просите их нарисовать контуры сердца, а внутри это­го сердца нарисовать все, о чем их сердца вспомина­ют с благодарностью.

Нарисуйте яблоневый сад, который все вместе вы­растили мама, яблоня, садовник, солнышко и Настенька.

 

Задание на дом

 

Попросите детей посчитать, сколько раз за день они говорят кому-либо спасибо, и сколько раз за день го­ворят спасибо им. Затем предложите детям в тече­ние нескольких дней как можно чаще говорить лю­дям спасибо.

Обсудите с детьми, что изменилось в их жизни, ког­да они выполняли это домашнее задание.

 

 

Урок №3

 

взаимопомощь

 

Игра «Палочка-выручалочка»

 

Поделите детей на группы. Один человек — веду­щий (это может быть воспитатель). Ему дается краси­вая палочка-выручалочка. Дети одной группы долж­ны вспомнить или придумать какую-либо ситуацию, когда им нужна помощь.

Например: плохое настроение, болит зуб, кто-то оби­дел, не купили новую игрушку и т.д.

После этого дети говорят ведущему: «Палочка-вы­ручалочка, выручи нас.» Ведущий подходит к ним, и они рассказывают ему о своей проблеме. Затем веду­щий обходит другие группы, дотрагивается до них па­лочкой и просит каждую группу по очереди помочь своим друзьям в беде.

Игра повторяется до тех пор, пока каждой группе не помогут решить ту или иную проблему.

 

Вопросы и задания для беседы:

 

v Если бы кто-то спросил у вас, как научиться все­гда приходить людям на помощь, что вы ответи­ли бы?

v Какими качествами должен обладать человек, готовый всегда прийти на помощь другим?

v Расскажите разные случаи из своей жизни, когда кто-либо помог вам или вашей семье в беде.

v Расскажите о каком-либо своем добром поступ­ке, который помог вашему другу.

 

Прочитайте детям сказку:

 

лесной мишка и проказница-мышка

 

Латышская сказка

 

Медведь – Лесной Мишка всю зиму спал в своей снежной берлоге и сосал лапу. А снилось ему лето и соты, полные меда.

Тут же рядом в норке жила Мышка-Проказница. Однажды она случайно забежала в медвежью берлогу, да заблудилась там и попала к Медведю в ухо. Медведь проснулся, закрыл лапой ухо и поймал проказницу.

– Мое ухе – нора для тебя, что ли? Вот раздавлю тебя сейчас, как ягоду малину!

– Не дави меня, Мишка! – стала жалобно просить Проказница – лучше отпусти, я тебе пригожусь!

Лесной Мишка посмеялся над Проказницей: ну на что она может ему пригодиться? Но все же отпустил.

Прошло немного времени. Медведь темной ночью вылез из берлоги, побрел по лесу да и  угодил в ловушку. Рвался он из петли что было силы, но вырваться не мог. Конец пришел Лесному Мишке! Медвежий рев раз­будил Мышку-Проказницу. Она выскочила из своей норки посмотреть: почему Медведь так ревет? Смотрит, а ее силач-сосед в ловушке. Мышка подбежала, пере­грызла петлю и освободила Медведя, С тех пор Лесной Мишка всегда зовет Мышку-Проказницу погостить в его берлоге и даже разрешает погреться в его косматом ухе.

 

Вопросы и задания к сказке:

 

v Представьте, что мышка из сказки залезла к вам в ухо. Что вы сказали бы ей и как бы поступи­ли?

v Расскажите, как взаимовыручка поможет найти выход из следующих трудных ситуаций:

ü У медведицы потерялся медвежонок.

ü Волчица пропала, и волчата остались одни.

ü У белки украли все запасы на зиму.

ü Дятел сломал свой клюв.

ü Грибник наступил на муравейник.

Например: Если волчицу поймали охотники, все звери могут приносить ее волчатам еду, пока они не вырастут. Если у белки украли запасы на зиму, звери должны поделиться с ней своими запасами.

 

Рисунок «Слабые и сильные»

 

Придумайте и нарисуйте, как сильные лесные оби­татели помогают слабым, а слабые — сильным. На­пример, дятел помогает деревьям, которые намного сильнее и больше его; деревья помогают насекомым, укрывая их на зиму в своей коре и т.д.

 

Творческое задание «Мышка и медведь»

 

Поделите детей на пары. Один ребенок в паре — мышка, другой — медведь. Дети должны рассказать, как посту­пят мышка и медведь в следующих ситуациях:

v Медведь заболел и не смог выходить из берлоги;

v Детки мышки потерялись в лесу;

v Медведь нашел в лесу земляничную поляну;

v Еж уколол мышку своими иголками;

v Медведя искусали пчелы и т.д.

Например: если медведя искусали пчелы, мышка может попросить у лесника мазь от укусов.

 

 

 

Прочитайте детям сказку:

 

кто сшил видеку рубашку

Ф. Левствик

 

Жила когда-то вдова. Было у нее семеро детей. С утра до поздней ночи работала она, но все равно оставалась такой бед­ной, что даже не могла купить своим детям новые рубашка. Младшим приходилось донашивать рубаш­ки старших братьев. И самому младшему – Видеку всегда доставалась совсем старая рубашка. Видек был добрый мальчик. Шел он однажды по дороге и встретил голодного Ягненка. Пожалел его Видек и отнес на луг, где росла самая вкусная трава.

– Спасибо, Видек, – сказал Ягненок. – Я вижу, рубашка твоя совсем старая – ветер ее насквозь продувает. Возьми моей шерсти на теплую рубашку.

Взял Видек шерсть и понес ее домой. Проходил он мимо засыхающего Тернового куста. Зачерпнул Ви­дек воды из ручья и полил куст.

– Спасибо, Видек – зашелестел Терновый куст. – Скажи мне, что ты несешь?

– Ягненок дал мне шерсть на новую рубашку, – ответил Видек.

– Давай я тебе ее спряду,  – сказал Терновый куст.

Зацепил Терновый куст шерсть своими колючками и стал ее теребить, растягивать, свивать в тугую нить.

– Вот тебе моток шерсти, – сказал Терновый куст. – Ее как раз хватит на новую рубашку.

Взял Видек моток шерсти и понес домой. Видит, плетется через дорогу Лесной паук. Весь в пыли, ус­тал. Видек перенес Лесного паука через дорогу и по­садил на травинку.

– Спасибо, Видек, – казал Лесной паук. – Скажи мне, что ты несешь?

– Ягненок мне дал шерсти на новую рубашку, а Терновый куст спрял из нее нитки.

– Я могу соткать тебе из этих ниток полотно, – сказал Лесной паук.

Принялся паук плести из ниток полотно. Быстро перебирал он своими тонкими лапками и носился туда-сюда, туда-сюда, переплетая нитки. А когда соткал ку­сок полотна, сказал:

– Вот тебе полотно. Его как раз хватит на рубашку. Взял Видек полотно и понес его домой. Видит, при­давило большим камнем клешню речному Раку. При­поднял Видек камень и освободил Рака.

– Спасибо, Видек, – сказал Рак. – Скажи мне, что ты несешь?

– Ягненок дал мне шерсти на новую рубашку, Терновый куст напрял из нее ниток. А Лесной паук со­ткал полотно, – ответил Видек.

– Ты встретил как раз того, кто тебе нужен, – сказал Рак. — Дай мне твое полотно, и я выкрою тебе из него прекрасную рубашку.

Острыми клешнями Рак ловко раскроил кусок по­лотна. Его хватило на спинку и на перед, на рукава, правый и левый, и на воротник.

– Бери, – сказал Рак, – теперь остались пустяки: сшить новую рубашку.

Пошел Видек дальше. И вдруг увидел в траве вы­павшего из гнезда птенца Птицы-ткачика. Поднял Видек птенца и посадил на дерево.

– Спасибо, Видек, – сказала Птица-ткачик. — Ска­жи мне, что ты несешь?

– Ягненок дал мне шерсти на новую рубашку. Терновый куст напрял из нее ниток. Лесной паук соткал полотно, а Рак раскроил его. Теперь осталось сшить рубашку.

– Лучшего портного, чем я, не найти, – сказала Птица-ткачик.

Принялась Птица-ткачик сшивать острым, как игла, клювом спинку и перед, рукава, правый и левый, и воротник. Получилась красивая теплая рубашка. На­дел ее Видек и пошел домой. Увидели его братья и закричали:

– Посмотрите, у Видека новая рубашка! Откуда она у тебя?

– Мне ее подарили Ягненок, Терновый куст. Лес­ ной паук, Рак и Птица-ткачик, – ответил Видек.

С тех пор Видек ходил в новой рубашке, лучше ко­торой никто, нигде, никогда не видывал.

 

Вопросы и задания к сказке:

 

v Как вы думаете, почему рубашка Видека была лучше всех других?

v Представьте, что герои сказки сшили вам какую-либо одежду. Расскажите о том, какая это одеж­да, и как она шилась.

Рисунок «Рубашка помощи»

 

Представьте, что добрая волшебница превратила ру­башку Видека в волшебную рубашку помощи. Пред­ставьте, что Видек подарил вам свою рубашку. Нари­суйте ее и расскажите, кому и как вы поможете, когда на вас будет эта рубашка.

 

Творческое задание «Поможем другу»

 

Прочитайте детям пословицу: «Добра желаешь, доб­ро и делай».

Попросите мальчиков подумать и рассказать обо всем добром, что они могут сделать для девочек, а де­вочек — обо всем добром, что они могут сделать для мальчиков. Затем поделите детей на пары из мальчи­ков и девочек и попросите каждую пару в течение дня помогать друг другу. Предложите детям пригото­вить для тех, кто оказался с ними в паре, какие-либо подарки (рисунок, добрые слова, песенку и т.д.) В кон­це дня дети встают в круг доброты и дарят друг другу подарки.

 

Задание на дом

 

Нарисуйте на доске ромашку, а в ее серединке на­пишите слово «дети». Попросите детей перечислить, чем и как они могут помочь своим родным. Каждый перечисленный детьми поступок помощи дарит ромаш­ке новый лепесток. Постепенно на доске рождается цветок помощи семье.

Попросите детей дома нарисовать цветок помощи маме. У цветка должно быть столько лепестков, сколь­ко раз дети помогли маме в этот день.

 

 

Урок №4

бескорыстие

 

 

Игра «Подумаем о доброте»

 

Дети встают в круг. Каждому из них по очереди педагог кидает в руки мяч. Поймавший мяч называет какого-либо доброго человека и объясняет, почему он добрый. Например: моя сестра добрая, потому что она каждый день играет со мной и помогает мне.

Когда все дети расскажут о тех или иных добрых людях, педагог просит кого-либо из детей перечислить всех добрых людей, о которых рассказали его друзья.

 

Вопросы и задания для беседы:

 

v Как вы думаете, стоит ли совершать добрые по­ ступки, и почему?

v Знаете ли вы людей, которые по зову сердца бескорыстно помогают другим?

 

Прочитайте детям сказку:

 

ОсКОЛКИ ДОБРОТЫ

Автор неизвестен

 

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.

Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

 

Вопросы и задания к сказке:

 

v Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?

v Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали?

v Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был непохож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке?

 

 

 

Творческое задание «Осколок доброты»

 

Представьте, что старушка из притчи была доброй волшебницей, превращавшей все найденные на пляже стеклышки в настоящие осколки доброты. Придумайте сказки о людях, нашедших эти осколки. Представьте, что один осколок доброты попал к вам в семью и подарил каждому что-то доброе. Расскажите, что подарил осколок доброты всем членам вашей семьи.

 

Рисунок «Фея доброты»

 

Прочитайте детям пословицу: «Добро не лихо, ходит тихо«.

Попросите детей представить, что к ним в дом тихими шагами вошла невидимая фея доброты. Попросите детей описать голос и походку этой феи, а затем нарисовать ее глаза и улыбку.

 

 

 

 

 

Урок №5

вежливость

 

 

Игра «Школа вежливости»

 

Все дети встают в волшебный круг вежливости Один ребенок говорит какое-либо вежливое слово сво­ему соседу. Тот, в свою очередь, повторяет это слово и добавляет к нему свое. Следующий по кругу повторя­ет два предыдущих вежливых слова и добавляет к ним свое и т.д.

Например: здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спа­сибо, пожалуйста и т.д.

Затем попросите детей представить, что их слова ожили и рассказали им волшебные истории из своей жизни. Разделите детей на группы, попросите их выб­рать какое-либо вежливое слово и рассказать исто­рию из его жизни.

 

Вопросы и задания для беседы:

 

v Что вы испытываете, когда к вам вежливо обращаются?

v Что произойдет, если люди перестанут говорить друг другу вежливые слова?

v Могут ли поступки быть вежливыми? Перечис­лите разные вежливые поступки, например: ус­тупить место старому человеку, помочь женщине с сумками выйти из автобуса и т.д.

 

Прочитайте детям сказку;

 

вежливый кролик

Мексиканская сказка

 

Жил-был Кролик, очень скромный и веж­ливый. Однажды, вдоволь наевшись ка­пусты на крестьянском огороде, он со­брался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось ста­щить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кро­лик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность – в пе­щере поселилась Змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться», – подумал он, – но с кем? С пещерой, конечно! » И, присев на задние лапки. Кро­лик вежливо сказал:

– Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, по­жалуйста, войти.

До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кро­лика! Она очень любила кроличье мясо.

– Входите, входите! – ответила она, желая обмануть Кролика. Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.

– Простите, что я побеспокоил вас, – сказал он. – Я совсем забыл, что меня ждет крольчиха! До свидания! – и бросился бежать прочь со всех ног.

Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:

– Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики. Нужно же было ему просить раз решения войти!

 

Вопросы и задания к сказке:

 

v Перечислите все вежливые слова, которые произ­нес в этой сказке вежливый Кролик.

v Представьте, что вежливый Кролик открыл в лесу школу вежливости. Расскажите, как будет устро­ена эта школа.

v Вспомните какой-либо случай из своей жизни, когда вам помогла вежливость.

v Как вы поступите, если кто-то будет грубо разго­варивать с вами или с вашими друзьями?

 

Рисунок «Вежливый человек»

 

Нарисуйте, с кем вы могли бы сравнить вежливого человека, и объясните почему? Например, с солныш­ком, потому что каждое утро оно ласково здоровается со всеми.

 

Творческое задание «Приветливые люди»

 

Прочитайте детям пословицу: «Не будь примет­лив, а будь приветлив».

Поделите детей на пары и раздайте им карточки с заданием придумать небольшие сценки-диалоги меж­ду приветливыми учителем и учеником, покупателем и продавцом, водителем и пассажиром, врачом и боль­ным, бабушкой и внуком и т.д.

 

Задание на дом

 

Предложите детям в течение дня посчитать, сколь­ко вежливых слов им сказали люди, и сколько веж­ливых слов они сказали людям. Попросите детей в течение недели говорить всем как можно больше веж­ливых слов. В конце недели обсудите с детьми, что изменилось в их жизни за эти дни.

 

 

Урок №7

 

ДОБРОТА

 

Игра «Добрый дождик»

 

Дети встают в круг. Все они добрые дождинки. В середине круга стоит – мама туча. Этому ребенку дается чашечка с волшебной водой доброты. Включа­ется веселая музыка, и все дождинки танцуют и кру­жатся вокруг мамы тучи. Когда музыка обрывается, все дождинки останавливаются, а мама туча по очере­ди брызгает водой из чашечки на каждого в круге и спрашивает у дождинок, кому они помогли. Каждая дождинка должна придумать ответ.

Например: я увидела цветочек, зачахший от жары, и напоила его; я увидела на дороге грязную машину и помыла ее; я развеселила детей и т.д.

После того как все дождинки расскажут туче про свои добрые дела, мама туча должна повторить все, что рассказали ей дождинки.

 

Вопросы и задания для беседы:

 

v Покажите детям семечко какого-либо фруктово­го дерева и попросите их нарисовать, как будет выглядеть это дерево через десять лет. После этого дети должны перечислить всех, чья доброта по­ могла этому дереву вырасти. (Доброта солнышка, земли, воздуха, ветерка, садовника)

v Затем попросите детей перечислить всех, чья доб­рота помогает расти им. (Доброта родителей, ба­бушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей и подружек и т.д.)

 

Прочитайте детям сказку:

 

ДАРОМ НИ ОДНО ДОБРОЕ ДЕЛО НЕ ПРОПАДАЕТ

 

А. Неелова

 

Вспахал крестьянин свою полоску, забо­ронил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, что­бы было чем осенью прокормиться. Хо­роши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зер­ну роста. «Ну, – думает крестьянин, – пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает – не пошлет ли Бог дождичка.

Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и го­ворит одна капелька другой:

– Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.

– Так-то так, – ответила другая капелька, – да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошеч­ная – тебе не смочить и самой маленькой травки.

– Правда твоя, — согласилась капелька, – а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу.

Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала:

– Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней.

И вот упали обе капельки – одна крестьянину на лоб, другая – на колос ржи.

– Слава тебе, Господи, дождь собирается, – обрадо­вался крестьянин; – не останусь я теперь без хлеба.

Тем временем собралось много-много дождевых ка­пелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.

– Пойду и я порадую мужичка, – надумала, нако­нец, одна из капелек.

– И я! И я! И я! – послышалось со всех сторон, и капельки дружно брызнули на землю.

Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, и снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька – не собрать бы ему и семян со своей полоски, и при­шлось бы всю зиму с семьей голодать.

 

Вопросы и задания к сказке;

 

v Почему капелька пожалела крестьянина?

v Расскажите, о чем говорят между собой капель­ки и колоски.

v Какими качествами должен обладать хороший земледелец?

v Представьте, что одна капелька, попавшая на ржа­ное зернышко, была волшебной, и из него вырос колосок доброты. Расскажите, как этот колосок поможет людям.

v Какой была туча — мама добрых капелек? Чему и как она учила своих деток?

 

Творческое задание «Доброе дело»

 

Прочитайте детям пословицу: «Доброе дело, что дождь в засуху».

Раздайте детям карточки с рисунками любых пред­метов или явлений окружающего мира, например: сол­нце, вода, ветер, земля, деревья, дом, мебель, посуда, одеж­да, книга и т.д. Каждый должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. Дети должны угадать, о ком рассказывали их друзья. Например: поит, умывает (вода); укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т.д.

 

Рисунок «Дерево доброты»

 

Попросите детей нарисовать дерево доброты. На де­реве должно быть столько плодов, сколько добрых лю­дей в своей жизни дети вспомнят.

 

 

 

Урок №8

 

ДОБРОсердецие

 

 

Игра «Цветок доброты»

 

Педагог рисует на доске большой цветок доброты с серединкой в виде сердца. Дети должны подумать обо всем добром, что они могут сделать друг для друга, чтобы им всем жилось интереснее. Каждый добрый поступок, о котором расскажут дети, дарит цветку новый лепесток. Чтобы цветок доброты ожил, в течение дня дети выполняют то, о чем они рассказали.

 

Вопросы и задания для беседы:

 

v Представьте, что добрая волшебница подарила вам ларец с дарами доброты. Перечислите эти дары. (Хороший характер, улыбка, мечта, любовь к людям, умение прощать, хороший друг и т.д.)

v Если бы волшебница попросила вас подарить вашим родным самые драгоценные из этих даров, какие из них вы им подарили бы, и почему?

 

Прочитайте детям сказку:

 

осенняя СКАЗКА

А. Каралийчев

 

Принеси мне, сынок, винограду, – сказала больная птичка маленькому соловью. Птенчик прыгал по траве и купался в росе. – Слетай, мое дитятко, найди спелую ягоду. Если я ее съем, то скоро поправлюсь.

– Лечу, мама. Еще роса не успеет сойти, как я вернусь обратно. Лежи в гнезде и жди меня. Соловей расправил крылышки и полетел на виноградник дедушки Радойко. Там зрели спелые желтые гроздья.

Дедушка Радойко сидел под персиковым деревом и плел из прутьев корзину. Иногда он протягивал руку, срывал мягкий персик, съедал его и снова склонялся над корзиной. За спиной у него валялся пустой бидон из-под керосина. Время от времени дедушка ударял по нему палкой. Так он пугал птиц, чтобы они не клевали виноград. Соловей сел на ветку над головой дедушки Радойко и стал чирикать.

– Дедушка Радойко, – говорил он, – позволь мне отщипнуть одну ягодку для моей больной мамы. Мама лежит в гнезде и ждет. Можно?

Но старый дедушка не ответил, потому что не понимал птичьего языка. Просьба соловья показалась ему песней.

– Ох, как красиво поет пичужка! – вздохнул старик, сдвинул шапку на затылок, потянулся и сорвал еще один персик.

Птенчик испугался, взмыл кверху, отлетел в самый дальний конец виноградника и уселся на лозу. Огромные гроздья прозрачных янтарных ягод свисали с веток. Но соловей не хотел срывать ягоды без разрешения. Он спустился на землю и стал искать между корнями, не валяется ли где-нибудь упавший виноград. Под соседней лозой лежала одна ягода. Только птенчик потянулся к ней как раздался невероятный грохот – это дедушка Радойко ударил палкой в пустой бидон. Соловей в ужасе отскочил и полетел обратно к гнезду. Он уселся возле больной мамы и рассказал ей о своей неудаче.

– Ничего, не огорчайся, – вздохнула мама и нежно погладила его крылом по голове. – Ничего, мой птенчик, в другой раз принесешь. Когда дедушка Радойко соберет виноград, там нечего будет сторожить.

Ты слетаешь туда, осмотришь кусты и где-нибудь найдешь забытую ягоду. Ничего, мой сынок, – успокаивала птичка соловья, а глаза ее были полны слез Опечаленный птенчик полетел в лес, уселся на ветку орешника и тяжело вздохнул. Плохо, что он не смог помочь маме! Ему хотелось рассказать кому-нибудь о своем горе. И он запел, да так жалобно, что расплакался белый камень, стоявший неподалеку. Крупные каменные слезы закапали на песок и чуть не отдавили ногу муравью, который проходил мимо. Муравей отскочил в сторону и удивленно посмотрел на камень.

– Почему ты плачешь? – спросил он.

– Соловей меня разжалобил. До того грустно поет. Не могу сдержать слез.

Муравей поднял большие круглые глаза к орешнику и крикнул:

– Эй, певец! Расскажи, чем ты разжалобил камень?

Птенчик спустился, уселся перед муравьем и все ему рассказал.

– Ты и вправду так переживаешь из-за одной ягоды? Нет ли у тебя других огорчений?

– Нет, — ответил соловей.

– Тогда ступай к поросшему мхом колодцу, что стоит около виноградника дедушки Радойко. Там на тропинке ты найдешь не одну, а целых две ягоды. Каждый день после обеда дедушка Радойко ходит за водой. Вчера он носил большую спелую гроздь винограда, чтобы охладить ее в колодезной воде. Когда он шел обратно, две самые спелые ягоды упали на землю. Я долго не мог оторвать от них глаз. Все думал: «Вот бы мне прикатить такую ягоду в муравейник!»

Да куда там! Я уж и так ее толкал, и этак, все напрасно. Ягода тяжелая, а у меня сил мало. Не смог я ее с места сдвинуть, сколько ни старался. Ты слетай туда, одну съешь, а вторую отнеси своей маме.

Соловей помчался к колодцу и нашел на тропинке две большие сладкие ягоды. Обрадовался, замахал крылышками, схватил одну, полетел к муравейнику и положил ее у самого входа. Потом слетал за второй ягодой и отнес ее Больной маме.

 

Вопросы и задания к сказке:

 

v Как вы думаете, если бы соловей сорвал ягоду винограда без спроса, вылечила бы она его больную маму?

v Кому тяжелее добывать себе еду: соловью или муравью?

v Представьте, что все ягоды в дедушкином саду решили отблагодарить соловья за его честность.

v Каждая из них подарила ему какое-либо доброе слово. Перечислите эти слова.

v Представьте, что соловей решил отблагодарить муравья за его доброту и подарил ему песенку. О чем он спел муравью?

 

Рисунок «Добрый виноград»

 

Раздайте детям карточки с названиями разных птиц, животных или насекомых. Дети должны придумать и нарисовать, как и чем ягоды винограда могут послужить тем или иным лесным обитателям.

Например: лисица может сделать из них модные сережки; заяц сделает из их мякоти сок; белка съест мякоть, а косточки посадит в землю, чтобы из них выросли новая виноградная лоза; пчела приготовит из них виноградную кашу и угостит ею своих подружек.

 

Творческое задание «Доброе сердце»

 

Прочитайте детям пословицу: «Добрым сердцем мир держится».

Поделите детей на пары. Один ребенок в паре – соловей, другой – муравей. Дети должны составить небольшие сценки-диалоги о том, как друзья помогали друг другу или разным лесным обитателям в трудные минуты жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок №9

ДРУЖБА

 

Игра «Школа дружбы»

 

Дети встают в круг. Все они ученики в школе дружбы. Один из детей – ведущий. Раздайте детям карточки с рисунками разных животных, (птиц, рыбок, цветов, деревьев и других обитателей мира природы). Предупредите детей, что они не должны показывать друг другу свои карточки. Каждый по очереди рассказывает, что он сделает для того или иного обитателя мира природы, чтобы стать его другом.

Например: я могу каждый день угощать своего друга орешками и повешу для него на дерево уютный домик (белочка). По рассказам учеников школы дружбы ведущий угадывает, кто изображен на их карточках. Если ведущий не может угадать того или иного обитателя мира природы, ученик и ведущий меняются местами.

 

Вопросы и задания для беседы:

 

v Как вы думаете, трудно ли быть настоящим другом, и что для этого необходимо?

v Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья? Расскажите, как вы нашли своих друзей.

v С каким человеком вы хотели бы подружиться, и почему?

v Были ли в вашей жизни моменты, когда вам было очень одиноко, и вы думали, что никому не нужны, но затем убеждались в обратном?

 

Прочитайте детям сказку:

 

ДЕВОЧКА И РОМАШКА

В.Сухомлинский

 

Ясным солнечным утром маленькая девочка вышла поиграть на зеленой полянке. Вдруг слышит: кто-то плачет. Прислушалась девочка и поняла: плач доносится из-под камня, который лежит на краю поляны. Камень небольшой, как голова кролика, но очень твердый. Спрашивает девочка:

– Кто там плачет под камнем?

– Это я, Ромашка, – послышался слабый голос. – Освободи меня, девочка, давит меня камень…

Откинула девочка камень и увидела нежный, бледный стебелек Ромашки.

– Спасибо тебе, девочка, – сказала Ромашка, расправив плечи и вздохнув полной грудью. – Ты освободила меня из-под Каменного Гнета.

– Как же ты попала под камень? – спросила девочка.

– Обманул меня Каменный Гнет, – ответила Ромашка. – Была я маленьким ромашкиным семенем. Осенью искала теплый уголок. Дал мне приют Каменный Гнет, обещал оберегать от холода и жары. А когда мне захотелось увидеть Солнышко, он чуть не задавил меня. Я хочу быть твоей, девочка!

Девочка приходила к Ромашке, и они вместе встречали Солнце.

– Как хорошо быть твоей, девочка! – часто говорила Ромашка.

–         А если бы ты выросла в лесу или у края дороги? Если бы ты была ничья? – спросила девочка.

Я бы умерла от горя, – тихо сказала Ромашка. – Но ничьих цветов не бывает. Они всегда чьи-то Вон та Огненная Маковка – она дружит с Солнышком. Солнышко шепчет ей: «Ты моя, Огненная Маковка». Я слышу этот шепот, когда всходит Солнце и Маковка раскрывает лепестки. А вот тот Василек – друг Весеннего Ветра. Он первым каждое утро прилетает к Васильку, будит его и шепчет: «Проснись!» Цветок не мог бы жить, если бы он был ничей.

 

Вопросы и задания к сказке:

 

v Как вы думаете, бывают ли «ничьи» люди, звери, деревья и т.д., и когда это бывает?

v Как вы думаете, могут ли растения или животные дружить с человеком?

v Расскажите о своей дружбе с каким-либо растением или животным.

 

Игра «С кем дружат цветы»

 

Дети встают в круг. Все они разные цветы. Воспитатель спрашивает каждый цветок по кругу, что ему дарит друг-ветерок (друг-дождик, друг-солнышко, друг-человек, друг-дерево и т.д.). Например: друг-ветерок дарит свежесть, танец, сказку о ветре, ласку и т.д.

За каждый ответ дети получают очко. Больше всего друзей у тех цветов, которые наберут больше очков.

 

Рисунок «Друг цветок»

 

С каким цветком вы хотели бы подружиться, и почему? Нарисуйте портрет своего друга-цветка.

 

Творческое задание «Сказочные друзья»

 

Прочитайте детям пословицу: «Нет друга, так ищи, а нашел, так береги». Попросите детей рассказать, что они должны сделать для того, чтобы подружиться с героями известных детских сказок. Например: чтобы подружиться с тремя поросятами из сказки «Три поросенка», нужно помочь им построить дом; чтобы подружиться с Машей из сказки «Маша и медведи», нужно защищать Машу в лесу и т.д.

 

 

Урок №10

 

ДРУЖЕЛЮБИЕ

 

Игра «Колечко дружелюбия»

 

Дети встают в круг, и каждый выбирает себе какую-либо профессию. Педагог просит детей представить, что волшебное колечко дружелюбия помогает людям разных профессий. Затем он обходит детей и вкладывает в руки кого-то одного колечко дружелюбия. Тот, кому попало колечко, рассказывает, чем дружелюбие может помочь человеку выбранной им профессии в его работе.

Например: дружелюбному врачу больные более охотно расскажут про все свои боли и беспокойства, и ему легче будет выписать для них нужное лекарство. Дружелюбному проводнику пассажиры подарят много улыбок и будут соблюдать в его вагоне порядок и чистоту. Дружелюбному продавцу покупатели подарят добрые слова, и ему не придется тратить силы на ссоры с покупателями.

После того как ребенок рассказал о представителе той или иной профессии, он вкладывает колечко в руки Другого ребенка в круге, и игра продолжается.

 

Вопросы и задания для беседы:

 

v Как вы думаете, можно ли одновременно сделать сразу несколько добрых дел?

v Удавалось ли это когда-нибудь вам?

v Были ли в вашей жизни моменты, когда дружелюбием вам удавалось смягчить неприязнь?

 

Прочитайте детям сказку:

 

СКАЗКА ПРО СЛОНА, ПРО КОСТеР и ПРО Белую уточку

Д. Биссет

 

Жил-был на свете слон, очень большой, совсем некрасивый, но очень добрый. Звали его Лони. Однажды он пошел гулять. Шел, шел и пришел к пылающему костру.

Возле костра грелась белая уточка, а рядом был пруд. Уточкин пруд. И высокое пламя костра отражалось в нем как в зеркале.

Лони остановился, чтобы полюбоваться и на кос тер, и на его отражение в воде и на белую уточку. Но тут набежала тучка и стал накрапывать дождь. Костер испугался.

– Если дождь разойдется, я погиб! – всхлипнул он.

– Ах, что ты, не плачь, – сказала белая уточка, – не то сам себя зальешь слезами.

Уточку звали Миранда.

– Постараюсь, – сказал костер.

– Не унывай, дружище! – сказал Лони и подул на костер.

Костер чуть разгорелся и повеселел. Но дождь лил все сильнее, и тогда Лони попросил белую уточку лететь скорее к тучке и сказать ей, что, если она не перестанет поливать дождем, он, Лони, так дунет, так дунет, что развеет всю тучу и от нее ни облачка не останется.

Миранда полетела к тучке и все ей сказала, как велел Лони.

– Ох, прости, пожалуйста, – сказала тучка. – Но дело в том, что, когда я увидела тебя, я подумала: «Утки больше всего на свете любят плескаться в воде», – и я полила тебя дождем. Больше я не буду!

– Спасибо, – сказала Миранда и полетела назад.

А тучка полетела в другую сторону.

Не жалея сил, Лони дул и дул на костер, и костер разгорался ярче прежнего. Он был очень доволен, но теперь Миранда загрустила.

– Что с тобой? – спросил ее Лони.

– Я… я… я… так люблю дождик, – призналась Миранда. – Все утки любят.

– Ну, этому горю нетрудно помочь, – сказал Лони. Он опустил хобот в пруд, набрал побольше воды и обдал уточку настоящим ливнем.

Миранда захлопала крыльями и закрякала от удовольствия.

– Настоящий дождь! Даже лучше, чем дождь! – обрадовалась она.

Лони снова опустил хобот в пруд, набрал побольше воды и опять полил белую уточку дождем. А потом набрал побольше воздуха и подул на костер. Но вот пришло время возвращаться ему домой. Лони сказал «до свидания» и пошел. Миранда долго смотрела ему вслед, и ей казалось, что он становится все меньше и меньше.

Наконец Лони совсем исчез из глаз. Тогда Миранда подбросила в костер веточек, спрятала голову под крыло и заснула…

 

Вопросы и задания к сказке:

 

v Все дети представляют себя добрыми слонятами. Каждый должен придумать, кому, как и в чем он поможет своим длинным хоботом, и рассказать об этом. Например: зайцу польет огород; белочке поможет выкупать бельчат; посадит упавшего птенца обратно в гнездо.

 

Творческое задание «Четверо друзей»

 

Поделите детей на группы из четырех человек. В каждой группе один ребенок – слоненок, другой – уточка, третий – костер, четвертый – тучка. Дети должны придумать историю, как четверо друзей помогли кому-либо в трудную минуту.

 

Рисунок «Добрые чувства»

 

Прочитайте детям пословицу: «Добрые чувства – соседи любви».

Попросите детей подумать и рассказать, какие добрые чувства учат человека любви. Например: щедрость, умение прощать, внимание к людям и т.д.

Раздайте детям карточки с названиями или рисунками разных лесных обитателей. Каждый должен придумать и нарисовать какое-либо доброе дело, которое его лесной обитатель сделает для своих лесных соседей. Например: белочка угостит вкусным грибным супом; пчела вылечит медом от простуды и т.д.

 

Урок №11

 

ГОСТЕПРИИМСТВО

 

Игра «Гостеприимные цветы»

 

Поделите детей на две равные группы. Первой группе раздайте карточки с рисунками разных цветов. Вторая группа получает карточки с рисунками разных насекомых. Под музыку насекомые и цветы весело танцуют и кружатся. Неожиданно музыка обрывается, и все дети замирают. Затем педагог отдает группе насекомых команду: собирается дождь, (солнышко село, ищите ночлег; пора обедать и т.д.) По команде насекомые подлетают к цветам и берут их за руки. Предупредите детей, что возле каждого цветка должно быть по одному насекомому.

Затем каждая пара из цветка и насекомого составляет небольшую сценку-диалог. Цветок должен сказать насекомому несколько гостеприимных фраз, например: «Я укрою тебя от дождя; накормлю сладким нектаром и т.д.» Насекомое должно поблагодарить его за гостеприимство, и объяснить, чем ему нравится этот цветок. Предупредите детей, что они могут давать сказочные объяснения. Например: бабочке больше всего нравится лесная гвоздика, потому что из ее нектара она делает для себя ароматные духи.

 

Вопросы и задания для беседы:

 

v Любите ли вы приглашать в свой дом друзей, и как вы их встречаете?

v К кому вы любите ходить в гости, и почему?

v Перечислите качества гостеприимного человека. Подумайте и расскажите, какие из этих качеств есть у вас и у ваших близких.

 

Прочитайте детям сказку:

 

тыквенный цветок

В.Сухомлинский

 

Полетела Пчела в поле за медом — далеко-далеко. А солнышко уже к закату клонится. Нашла Пчела большое тык венное поле. У тыквы цветы большие, лепестки желтые, яркие, как солнце. Летала Пчела от одного цветка к другому, собирала мед. Подняла головку, посмотрела вокруг и вскрикнула по-пчелиному от страха: солнышко зашло, в небе звездочки мерцают, в поле сверчок поет. «Что же мне теперь делать?» – думает Пчела.

– Садись ко мне под лепестки, — говорит ей Тыквенный Цветок. — Переночуешь, а утром домой полетишь.

Села Пчела на сладкие тычинки, закрыл ее Цветок лепестками.

Спит Тыквенный Цветок. Спит Пчела. Спит поле. Весь мир спит, только звездочки в небе мерцают.

Вот и солнышко показалось из-за леса. Тыквенный Цветок открыл лепестки. Проснулась Пчела. Время домой лететь. Но в маленьком пчелином сердце что-то задрожало — грустное и теплое. Что-то задерживало Пчелу возле Цветка.

Поклонилась низенько Пчела Тыквенному Цветку и сказала:

— Спасибо тебе, Цветок, за гостеприимство.

Цветок вздохнул. Ему тоже не хотелось расставаться с Пчелой.

Но солнце уже поднялось над горизонтом, пел жаворонок в небе, летали бабочки — начался день. Пчела покружила над Тыквенным Цветком и полетела домой, понесла мед детишкам.

 

Вопросы и задания к сказке

 

v Как вы думаете, почему пчеле было трудно расстаться с тыквенным цветком?

v Если вы встречаете добрых людей, трудно ли вам расставаться с ними?

v Придумайте несколько правил гостеприимства. Например: всегда встречать гостей с улыбкой, придумать для своих гостей интересное занятие.

 

Рисунок «Встречаем гостей»

 

Прочитайте детям пословицу: «Кто людям дом открывает, тот без друзей не бывает».

Предложите детям закрыть глаза и представить, что к ним в гости пришли человек, зверь, птица и насекомое, которые им очень нравятся.

Дети должны нарисовать, как они встретят своих гостей.

 

Творческое задание «В гостях у тыквы»

 

Попросите детей представить, что из одного тыквенного цветка выросла огромная сладкая тыква. За тем поделите детей на группы и раздайте им карточки с рисунками разных лесных обитателей. Дети придумывают, как добрая тыква встретит их лесного обитателя, когда он придет к ней в гости, и какими блюдами из тыквы угостит его.

Задача каждой группы придумать как можно больше тыквенных блюд.

Например: медведя тыква угостит тыквенными котлетами с медом; белочку – жареными тыквенными семечками; ежа – тыквенной кашей; лисицу – тыквенным вареньем.

 

 

 

 

Урок №12

 

ЖЕРТВЕННОСТЬ

 

 

Игра «Жертвенное сердце»

 

Попросите детей перечислить, чем родители жертвуют для них, например: своими силами, временем, делами, деньгами и т.д. Затем дети перечисляют, чем они жертвуют для членов своей семьи, например: временем, игрушками, делами и т.д.

После этого педагог задает детям какой-либо вопрос о жертвенности. Например: в каких ситуациях вы должны жертвовать своим временем? Дети по очереди рас сказывают о том, для кого и когда они жертвуют своим временем. Например:

v У меня заболела бабушка, и мне нужно посидеть с ней.

v Родители попросили меня помочь им в саду и в огороде.

v Мама попросила меня сходить в магазин и т.д.

Каждый, кто рассказал о какой-либо ситуации, награждается сердечком жертвенности, вырезанным из картона. Затем педагог задает следующий вопрос о жертвенности. Побеждает тот, кто наберет больше всего сердечек жертвенности.

 

Вопросы и задания для беседы:

 

v Вспомните какую-либо очень дорогую для вас вещь и подумайте, когда и при каких обстоятельствах вы могли бы пожертвовать для кого-то этой вещью.

v Если бы у вас спросили, как научиться забывать о себе ради других, что вы ответили бы?

 

Прочитайте детям сказку

 

снег и КИСЛИЧКА

Э. Шим

 

Осенью рано ударили морозцы, застудили землю, запечатали крепким зеленым пек-ком озера и реки. А снегу все не было, не было, – и его ждали повсюду с нетерпением, и вспоминали о нем каждый день.

– Ах, до чего же скучно без снега! – говорили люди. – С погодой творится что-то невероятное!

На голых полях и лугах плакали под ветром Травы:

– Стынем, стынем!..

Высокие деревья сердито скрипели в лесу:

– Босые ноги мерзнут! 3-зябко!

Недовольно бормотали Тетерева:

– Спать негде, спать негде!

И, кряхтя, бродил-шатался по лесу злющий Медведь, которому не хотелось ложиться в берлогу, не укрытую снегом.

Наконец, выпал на землю Снег – такой чистый, такой белый, что кругом посветлело и сделалось как будто просторнее. Люди развеселились, – они щурились от яркого света, улыбались, а мальчишки играли в снежки и катались на лыжах. На полях перестали мерзнуть озимые хлеба, – теперь им было тепло и покойно под снежным покровом.

– Спасибо тебе, Снег! – говорили Одуванчики, росшие на лугах, Манжетки с лесных полян, бродяги Подорожники, Земляника, Маргаритки. У них у всех зеленые листья отогрелись под снегом и уже больше не дрожали от ветра и холода.

Все были рады Снегу и все благодарили его, а он молчал. И не потому, что он не умел говорить, и не потому, что сказать было нечего, — совсем по другой причине.

Снег родился высоко-высоко над землей в сверкающей пустоте, где свищут одни лишь ветры-невидимки да плывут растрепанные седые тучки. Он долго летел к земле, и ветры несли его над полями и лесами.

– Отпустите меня на землю! – попросил Снег. – Там, наверно, меня ждут…

– Молчи-и-и!.. – засвистели Ветры. – Запомни: тебе нельзя разговаривать! На земле ты должен лежать и молчать, как мертвый!

– Но зачем же мне молчать, как мертвому?

– Затем, чтобы дольше прожить! – ответили Ветры.

– В словах, которые раздаются там, на земле, заключены страшные болезни. Слова могут заразить тебя жалостью и добротой, нежностью и любовью… Опасайся этого, как огня! Кто много чувствует, тот быстро гибнет. А чтоб прожить долго, надо ничего не чувствовать, ни о чем не думать, ничего не говорить, ничего не слушать и совсем не двигаться, словно ты мертвый!

– А если я все-таки заговорю? – спросил Снег.

– Ты погибнешь! – сказали Ветры. – Стоит тебе заговорить в первый раз – и от тебя не останется и половины. Стоит заговорить во второй раз – от тебя не останется и осьмушки. А когда заговоришь в третий раз – от тебя ничего не останется!

И снег запомнил предостережение Ветров. Иногда ему хотелось ответить кому-нибудь, поболтать от скуки, но он вовремя спохватывался и продолжал молчать.

За долгую зиму снег привык к травам и деревьям, к зверям и птицам, и хоть не разговаривал с ними, все равно узнал про них много интересного. И чем больше знакомился Снег с лесными жителями, тем сильнее хотелось ему подружиться с ними.

Трудно жилось зимой зверям и птицам, – многие голодали, мерзли; в феврале даже деревья не выдерживали – трещали от морозов. И Снег старался укутать получше древесные корни, поплотнее укрыть луга и поля, спрятать под своей шубой птиц и зверей. И когда Снег думал о них, он чувствовал, что теплеет и делается мягче. Однажды пролетел над лесом студеный северный Ветер, дотронулся до Снега невидимой рукой и закричал:

– Берегись! Ты начинаешь оттаивать!..

Ветер угнал с неба растрепанные тучи; выкатилась луна с ушами, и ночью подморозило так что Снег покрылся твердой ледяной корочкой. Утром Снег почувствовал, как что-то живое бьется под его шубой. «Это же Тетерева! – испугался Снег. – Как всегда они забрались в свои спаленки, а теперь не могут вылезти и колотятся об ледяную корку…»

И ему стало жалко бедных Тетеревов.

Потом он услышал чьи-то жалобные стоны и заметил, как через поляну, хромая, бредут дикие козы. Ледяная корка резала им ноги, и следы позади коз были обрызганы чем-то красным. И когда такая красная капля падала на Снег, то прожигала его почти насквозь, и ему тоже делалось больно.

Над лесом показалось Солнце, и тогда Снег закряхтел, захрустел, собираясь крикнуть. Но от долгого молчания голос у него пропал. Снег сумел только зашептать хрипло:

– Солнышко, помоги!..

И тогда Солнце поднялось выше, разогрело ледяную корку, растопило, – побежали с пригорков ручьи.

А Снег… Он и опомниться не успел, как наполовину исчез. Только в густом бору, низинах да оврагах осталась лежать дырявая снежная шуба.

Стоило Солнцу подняться выше и пригреть землю, как все кругом изменилось. На полях зазеленели хлеба, над черным прошлогодним листом появились первые первоцветы, розовые хохлатки; рядом со снегом распустились первые подснежники. Весь день звенели в лесу Синицы, распевали Чижи.

И Снегу тоже стало радостно, что все звери и птицы уже забыли про злую зиму, что расцветают первые цветы, что зеленеют травы, а на деревьях лопаются почки.

Снег осмотрелся кругом и невольно сказал:

– Какие вы все красивые!.. И как хорошо, что вы живы-здоровы!

И, сказав это, он почувствовал, что плачет. Плакал он не от горя, а от радости и счастья и потому не удерживал слез, – и опять забулькали ручейки, и Снег не заметил, что почти весь растаял.

Уцелел только маленький горбатый сугробик под низкими лапами Елки, растущей на краю обрыва.

Теперь Снег решил, что уж больше-то не скажет ни слова. Кому захочется умирать по своей воле, да еще весной, когда повсюду на земле праздник?

А, кроме того, Снегу было жаль расставаться со своими друзьями. Он ведь так старался, помогая им, а зимой так беспокоился о них!

И теперь он хотел увидеть, как птицы совьют гнезда и выкормят птенцов, как деревья оденутся листвой, а травы отцветут и принесут семена.

Как-то ночью он услышал возле себя шорох. А на другой день Снег заметил, что из земли проклюнулись какие-то слабенькие, тонкие росточки. Это рядом со Снегом выросла маленькая Кисличка наверно, самая скромная и незаметная травка во всем лесу. У нее было по три листика на каждом стебельке, а сами стебельки были почти незаметны – как паутинки.

Кого мог привлечь этот цветок, кого остановить, кому приглянуться? Кисличка словно не думала об этом. Ей, как и всем жителям леса – и громадным деревьям, и кустарникам, и густым пахучим травам тоже хотелось радоваться весне, цвести, а потом разбросать вокруг себя семена, чтобы на будущий год на свет выглянули новые молоденькие кислички…

И Снегу очень понравилась эта маленькая травка хоть и слабенькая, но упрямая; хоть и бедная, но все-таки веселая. Снег нетерпеливо ждал, когда у Кислички раскроются другие цветы и вокруг них затолкутся, запляшут суетливые мухи и лакомки жуки. Но ему не пришлось этого увидеть…

Однажды Кисличка попросила еле слышным голосом:

– Пить… Пить…

И Снег увидел, что листочки у нее опущены к земле, стебель гнется, а цветок вот-вот уронит лепестки. Земля под елкой была слишком сухая – сюда не попадали капли дождя, а болтливые ручьи бежали далеко внизу, по дну оврага. И Кисличка стала чахнуть от жажды.

Снег хотел было окликнуть ее, ободрить, но тотчас вспомнил, что если заговорит, то умрет. Ему стало страшно, и он похолодел и перестал смотреть на Кисличку. А она по-прежнему еле слышно просила:

– Пить… Пить…

Снег знал, что никто не придет, чтобы напоить Кисличку. Да ее просто не слыхать – наверху шумит ель тяжелыми лапами, плещутся под ветром листья берез, свистят, перекликаясь друг с дружкой, неустанные птичьи голоса… Только он, Снег, может выручить эту крохотную травку, – и то, если пожертвует своей жизнью.

А ему страшно было умирать. Он попробовал не слышать голоса Кислички, не думать о ней. «Надо лежать так, словно я мертвый…» – убеждал себя Снег.

– Пить… Пить… – просила Кисличка.

«Надо лежать, как мертвому…» – твердил Снег, и вдруг ему пришла другая новая мысль: «Но зачем тогда жить на свете, если я буду совсем как мертвый?» И он подумал о своих друзьях в лесу, – вот дикая Коза беспокоится о козлятах, вот серенькая Тетерка бросается под ноги охотнику, отвлекая его от птенцов, вот даже крохотная Кисличка, расцветая в тени под елкой, заботится о семенах. И деревья, и травы, и птицы со зверями – все живут как живые: любя и тревожась, огорчаясь и радуясь…

«И я тоже полюбил Кисличку, – думал Снег, – и я волнуюсь за нее, тревожусь, и если Кисличка погибнет, то разве нужна мне будет моя долгая бесполезная жизнь? Для чего я один во всем лесу буду жить, как мертвый?»

И ему стало легче от этих мыслей, и он больше не боялся за себя.

«Нет, – думал он, – я так не хочу. Пусть лучше моя смерть обернется жизнью!»

– Не плачь, Кисличка! – сказал Снег звонко. – Я тебя выручу. Жаль только, что я не увижу твои цветы и твоих де…

Снег собирался сказать «твоих деток», но поперхнулся, булькнул и умолк. Много ли надо времени, чтобы растаял небольшой сугробик?

На том месте, где лежал Снег, разлилась чистая вода, напоила сухую землю, – и Кисличка скоро подняла листья и опять закивала цветком.

Так, значит, Снег умер?

Может быть – да, а может быть – нет.

Снег растаял, превратился в воду. Вода напоила травы и деревья, ушла под землю, прошумела ручьями, по речным руслам утекла в моря. А потом летучим туманом она поднялась в воздух, собралась в белые облака и седые тучи.

И высоко-высоко вверху, в холодной сверкающей пустоте вновь родился из воды Снег, чтобы в свое время выпасть на землю и укрыть ее от морозов.

И опять случится с ним такая же история, и повторится вновь бесчисленное множество раз, потому что всегда будут на земле доброта, красота и любовь, – а раз они есть, никто не ответит, где кончается смерть и начинается жизнь.

 

Вопросы и задания к сказке:

 

v Каким был Снег из сказки, и как он ко всем относился? Что Снегу больше всего понравилось в Кисличке?

v Как вы думаете, как будет жить человек, если он не захочет ничему учиться?

v Что Кисличка расскажет о добром Снеге своим деткам?

v Как бы вы поступили на месте доброго Снега из сказки?

v Как вы думаете, почему добрый Снег не боялся исчезнуть?

v Представьте, что на следующий год Снег и Кисличка встретились снова. О чем они расскажут друг другу?

v Расскажите о снежных домиках и тепличках, которые добрый Снег построил для разных трав и растений, и нарисуйте их.

v Перечислите всех, с кем дружит Снег, а затем расскажите о дарах Снега своим друзьям. Например, детям Снег подарит: катание на лыжах, снежную бабу, бодрое настроение и т.д.

 

Игра «Спасаем друзей»

 

Поделите детей на группы. В каждой группе трое друзей – лесное растение, птица и зверь. Затем дети придумывают сказку о том, чем друзья жертвовали друг для друга во время зимней стужи. Сначала каждый придумывает, чем он пожертвует для остальных, а потом из всех добрых дел составляется общая сказка.

 

Рисунок «Палочка-выручалочка»

 

Прочитайте детям пословицу: «О себе забывай, а товарища выручай».

Попросите детей представить, что добрая волшебница подарила им палочку-выручалочку. Затем дети рисуют, как с помощью этой палочки они выручили из беды своего лучшего друга.

 

Задание на дом

 

В течение недели понаблюдайте, чем жертвуют для вас ваши родители. Нарисуйте свои наблюдения. Из рисунков детей делается выставка.

 

 

 

Урок №13

 

ЗАБОТЛИВОСТЬ

 

Игра «Заботливый хозяин»

 

Разделите детей на группы. Все дети – заботливые хозяева. Они должны подумать и рассказать, как нужно заботиться о своих вещах, одежде, книгах и т.д., чтобы они прослужили как можно дольше.

Затем педагог показывает детям карточку с рисунком какого-либо предмета, например стола (книги, игрушки, одежды и т.д.) Каждая группа по очереди рассказывает, как она будет заботиться о данном предмете. Группа, которая лучше всех придумает, как можно заботиться о том или ином предмете, получает карточку с этим предметом.

Самые заботливые те хозяева, которые к концу игры наберут больше карточек.

В течение недели попросите детей проявить заботу к тем предметам, которые они получили на карточках в результате игры.

 

Вопросы и задания для беседы:

 

v Если человек заботится только о себе, сможет ли он стать по-настоящему счастливым?

v Что произойдет, если родители (дети, учителя, друзья и т.д.) будут заботиться только о себе самих?

v Были ли в вашей жизни случаи, когда вы забывали проявить заботу к своим близким, и к чему это приводило?

 

Прочитайте детям

 

ВОЛЧЬЯ ЯГОДА

А.Неелова

 

Отправились однажды маленькие Петя с сестрой Таней в лес собирать валежник. Босиком, с корзинами за плечами они быстро шли то по мягкому мху, то по каменистой дороге, обходя встречавшиеся по пути колючие кустарники. Все, что могло годиться для топлива: сухая ли еловая ветка, свалившаяся ли с сосны шишка – дети подбирали и клали в корзины. Было начало осени. Деревья еще стояли в своем зеленом уборе: кое-где мелькали в траве колокольчики и золотисто-желтые дроки; по кустам и деревьям порхали и щебетали птички. Дети шли, ни на что не обращая внимания, и только когда им попадались низенькие светло-зеленые кустики ежевики или ярко-красная малина – они на минуту останавливались, чтобы полакомиться сочными ягодами.

Все глубже и глубже забирались дети в лес. Там было больше хворосту, чем на опушке, куда чаще заглядывали бедняки и подбирали все, что можно было взять. Собирая прутик за прутиком, веточку за веточкой – дети незаметно набрали полные корзины. Теперь они решили отдохнуть и позавтракать. Сняв корзины, они поставили их на землю, а сами уселись рядышком под липку, достали из карманов хлеб и принялись за него с аппетитом.

Видя, с какой жадностью Петя ест хлеб, Таня подумала: «Ишь, бедный, как проголодался!», отломила половину своего куска и отдала брату. Тот с удовольствием все съел, да еще и крошки подобрал.

Пока завтракали дети, солнце садилось все ниже и ниже за деревья, кудрявые верхушки которых красиво вырисовывались на золотистом фоне неба. По лесу пронесся легкий ветерок, напоенный душистым ароматом хвои, трав и кореньев.

Петя поднялся со своего места и стал искать ягоды и грибы. «Таня, Таня, – крикнул он вдруг радостно, – иди-ка сюда, смотри, какую я нашел прелесть!»

Подбежала Таня к брату и увидела красивый кустик, на верхней ветке которого висела блестящая темно-красная ягода. Такой красивой ягоды дети еще никогда не видали. Нагнулся Петя к кустику и сорвал ягоду, чтобы полакомиться ею. Тане тоже хотелось попробовать ягоду, и она умоляюще посмотрела на брата. Взглянул Петя на сестру, не стал есть ягоду и говорит: «Нет, не буду есть один, дам и тебе, милая Таня, отведать. Ты ведь тоже поделилась со мной своим хлебом».

Держит Петя в руках веточку с красивой ягодой, любуется на нее, а сам никак не решается ее попробовать.

– А знаешь что, Таня, – сказал он вдруг сестре, – давай лучше отнесем ягоду мамочке. Мы ведь с тобой полакомились и ежевикой и малиной, а мамочка, кроме сухого хлеба, наверно, ничего не ела. То-то она обрадуется, когда мы принесем ей вкусную ягоду.

– Ты отлично придумал, – похвалила сестра. – Побежим скорее домой, становится свежо – далеко мы зашли сегодня в лес.

Дети привязали за спины корзины и отправились домой. Заблудиться они не боялись – дорога, по которой они шли, спускалась прямо к долине, где, окутанная белесоватым вечерним туманом, среди необозримых полей и лугов виднелась их родная деревушка. Петя бережно нес ветку с ягодой, а Таня собирала попадавшиеся на пути цветы – ей хотелось принести матери маленький букетик.

Наконец они подошли настолько близко, что могли разглядеть свой домик. У дверей на каменной скамейке сидела их мать и смотрела на дорогу, откуда должны были показаться дети. Вот из темной чащи леса выступили знакомые фигурки и ясно обрисовались на светло-зеленом фоне лугов.

– Мама, мама, – весело крикнул мальчик, подбегая к избушке, – погляди, что мы нашли в лесу. Я первый раз в жизни вижу такую красивую ягоду.

– Это мы тебе принесли. На, покушай.

Взяла мать ягоду в руки и с ужасом спросила: «Уж не вздумали ли вы есть эти ягоды? »

– Нет, мама, мы только одну нашли и ту принесли тебе.

– Сам Бог вас спас, дети! – воскликнула мать. – Ягода, которой вы так восхищаетесь, называется волчьей ягодой, – она очень ядовита. Кто съест ее – непременно умрет.

И с этими словами женщина бросила ягоду на землю и растоптала ее.

Петя стоял, опустив головку, и чуть не плакал, – бедный мальчик был очень огорчен, что ему не удалось доставить удовольствие матери. Да, не послушайся он своего доброго сердца, наверно, съел бы вместе с сестрой ягоду и таким образом погубил бы и себя и ее.

 

Вопросы и задания к сказке:

 

v Какими были дети из сказки, и что их спасло от смерти?

v Представьте, что добрая волшебница, видя доброту детей, превратила волчью ягоду в волшебную. Как волшебная ягода поможет детям?

 

Творческое задание «Заботливый мир»

 

Поделите детей на две группы. Одной группе раздайте карточки с рисунками грибов, ягод, цветов, растений и деревьев. Другая группа играет роль людей.

Затем дети первой группы от имени тех, кто им достался на карточках, рассказывают о том, как они заботятся о людях. Например: я, березка, пою человека вкусным березовым соком; я, ромашка, лечу человека целебным отваром из своих цветов; и, белый гриб, кормлю человека вкусной грибной похлебкой и т.д.

Дети второй группы, в свою очередь, должны рассказать, как они заботятся о тех лесных обитателях, которых представляют дети первой группы. Например: сажают лес, кормят зверей и птиц, охраняют редкие растения, осушают болота.

 

Рисунок «Заботимся о родителях»

 

Прочитайте детям пословицу: «Кто родителей не забывает, тот вовек не погибает».

Попросите детей рассказать, как нужно заботиться о родителях в разных ситуациях, например:

v Мама пришла с работы усталая;

v У мамы вечером много дел по хозяйству;

v Папа плохо себя чувствует;

v У папы неприятности на работе;

v Папа и мама поссорились и т.д.

Например: когда папа придет с работы, нужно улыбнуться ему и помочь раздеться. Затем нужно помочь маме приготовить ужин и накрыть на стол.

Попросите детей подумать и нарисовать, как они будут заботиться о своих родителях, когда вернутся домой.

 

Задание на дом

 

Попросите детей выполнить дома то, что они придумали и нарисовали

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели