Иоакимо — Анновский  храм  Можайска

Христианский брак

 

Супружество есть сочетание радости и страдания. Церковь и предупреждает брачующихся, ставя им в образец святых мучеников и приглашая их подражать их примеру — терпеливому и радостному несению в семейной жизни Креста Христова. Имея в виду, что требует христианский брак и предвидя трудности, имея благодатные дары Святого Духа, подаваемые в таинстве брака, у мужа и жены вырабатывается подлинная христианская психология, и кажущееся бремя супружества становится легким и отрадным.

Коснемся трех аспектов брачной жизни: (1) ухаживание, (2) смешанные браки и (3) взаимоотношения членов христианской семьи.

1. Встречаясь, молодые люди и девушки имеют возможность ближе познакомиться друг с другом и избрать себе спутника жизни. По словам одного духовного руководителя молодежи, «тайна и счастье брака в том именно и состоят, чтобы в многообразии людей угадать родственное тебе существо». Эта задача нелегкая. Мы часто проявляем интерес к другим по внешним признакам — по красоте, по одежде, по росту, по способности произвести впечатление или же по общему интересу к какой-либо отрасли науки, искусства или даже спорту. Но такой подход весьма ненадежный для людей, ищущих христианского супруга, и можно очень легко увлечься человеком, с которым, как время покажет, очень трудно будет осуществлять цели брака. Необходимо на первое место ставить духовную жизнь. Это предостерегает от легкомыслия. Надо молиться, чтобы исполнилась воля Божия, чтобы Господь дал нам, если это спасительно для нашей души, встретиться с родным по духу человеком.

При ухаживании нельзя поддаваться плотскому соблазну. Необходимо для христианского брака сохранять чистоту, жить целомудренно. Если кто-либо не уважает это ваше желание — лучше разойтись. Сколько это приносит вреда душе и телу. К сожалению, вред духовный мы физическими глазами не видим. Потеря чистоты — это начало духовного окаменения и потеря веры и благочестия. Потеряв чистоту, никогда нельзя ее восстановить.

2. Ухаживание с инославными или неверующими. Может-ли быть общая жизнь, когда отсутствует самое главное, когда отсутствует цель всей жизни? Нет общего фундамента, который так необходим. Да, человек может быть хорошим, добрым, может не препятствовать вашей духовной жизни, соглашаться, чтобы дети воспитывались по-православному. Но ведь при всем этом в конечном итоге вы с этим человеком не будете едины. В течение всей вашей жизни, в тайниках своей души у ваc не будет общего в самом главном. Не обольщайтесь, рассуждая следующим образом: ну, я пока не буду особенно проявлять свою веру, чтобы он не подумал, что я фанатик. Пока не буду творить крестного знамении перед едой в его присутствии. Если он пригласит меня на ужин, я пока не буду поститься, а если пригласит меня в кино в субботу вечером, в то время, когда православному человеку подобает быть в храме, то я с ним пойду. После свадьбы я его изменю. Спросите людей, которые таким образом думали, о результатах их попыток изменить своих инославных, неверующих или даже православных, но далеких от Церкви супругов. А что если он/она согласятся принять православие и креститься? Не забывайте, что ради вас они что угодно сделают. Православие принимается не ради какого-то человека, а ради Христа, ради веры, с сердцем сокрушенным, ради одного желания — спасти свою душу в лоне истинной Церкви Христовой. Только тогда есть надежда на истинно-христианский брак.

В смешанных браках часто встречаются следующие явления: жена постится, муж поста не признает. Жена хочет в храм, а муж или же идет в свой храм, или же недоволен, что в выходной и воскресный день нельзя выехать за город. Жена готовиться говеть и приобщаться, а муж остается совершенно в стороне от этого важного в жизни жены момента. Рождаются дети и крестятся. Празднуют Рождество Христово с мамой в одно время, с папой — в другое. И вот, прожив всю жизнь вместе, даже если спокойно и счастливо, между ними как бы невидимая стена, разделяющая их.

3. Третий аспект — взаимоотношения членов христианской семьи. Некоторые считают, что муж должен принимать все решения, т.е. подавляя свободу и равенство членов семьи. Нередко мне приходилось замечать улыбку невесты при чтении брачного апостольского чтения: «Жены повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому-что муж есть глава жены, как Христос глава Церкви» (Ефес. 5, 22). Руководящий принцип в семье — любовь. Любовь автоматически исключает насилие. Не может быть и речи о насилии между христианскими супругами. В наши дни все хотят быть равными — особенно женщины ищут равноправия с мужчинами. В глазах Церкви все равны, но это вовсе не означает, что все одинаковы. Равенство надо искать в глазах Божиих. В христианской семье и муж и жена равны, но имеют разные ответственность и послушание. Опять-таки скажут, что послушание ущемляет свободу. Но свобода и произвол — это разные вещи. Произвол все допускает, а свобода — это выбор служения добру и злу. Сделав выбор доброго пути, мы проявляем послушание Христу и таким образом приобретаем истинную свободу. Отвергнув добро, мы как будто свободны действовать произвольно, но на самом деле являемся рабами греха, страстей, напитка, денег, общественного мнения, личности, своего «я»… В семье послушание Христу составляет основание жизни. Через послушание личность не подавляется, а наоборот, обеспечивается достоинство. Мужьям апостол указывает, чтобы они обращались благоразумно с женами, оказывали им честь, чтобы они оказывали жене должное расположение. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена (1 Кор. 7, 3-4). Главенство мужа, о котором говорилось выше, не обозначает рабской принадлежности жены, как главенство Христа не обозначает рабского состояния Церкви. На муже преимущественно лежит забота о внешнем благополучии семьи, на жене — попечение о ее внутренней жизни. Св. апостол Павел говорит, что мужья должны любить своих жен до самопожертвования: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Человеку свойственно больше всего любить себя самого, и почти все семейные неприятности происходят из-за взаимной неуступчивости, из-за мелкого эгоизма. И вот Церковь требует от обоих супругов самоотвержения: от жены — повиновения, от мужа — безграничной заботливости и любви. Эта жертвенность, это послушание и являются фундаментом истинного христианского брака.

Протоиерей Петр Перекрестов


Христианская семья

Семья – это крепость, на которую враг человеческий не устает нападать. Страшно разделение семьи. Спаситель говорит: «И если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот» (Мф. 3, 25). Главным условием целостности семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная любовь. Будем же беречь любовное единство семьи. Будем помнить и прежде всего в семье исполнять первую по значению и последнюю по времени заповедь Господа: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Иоан. 13, 34).

Истинно любящий живет не собою и не для себя, а для тех, кого любит: его чувства и мысли посвящены только жизни любимых. Любовь сильнее смерти, и ничто не может ее преодолеть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели