Иоакимо — Анновский  храм  Можайска

Возвращение обратно в отчий дом — это вовсе не легкий поступок

Почему отцовская любовь сильнее сыновнего греха, и отчего опечалился старший сын – в беседе протоиерея Павла Великанова о евангельском чтении на сегодняшней литургии.

Притчей о блудном сыне Святая Церковь продолжает нас подготавливать к поприщу Великого поста.

Евангелие от Луки, гл. 15, стих 11-32:

«Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

Он осердился и не хотел войти. Отец же его вышед звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся»

На самом деле, эта притча — о каждом из нас. Каждый раз, когда мы хотим совершить тот или иной грех, мы совершаем абсолютно такой же поступок, как совершил первый, младший сын, когда потребовал от отца отдать ему часть имения.

Всё, что у нас есть: наши силы, наше здоровье, наши таланты и способности, наши возможности, на самом деле, — не наши. Они — дар Божий, который нам дан для того, чтобы мы им пользовались на пользу другим людям и во славу Божию. Как только мы эти дары приносим в жертву нашему эгоизму — мы совершаем тот же самый поступок, что совершил младший сын.

Второе, о чем призывает нас задуматься сегодняшняя притча — это то, что после совершения греха возвращение обратно в отчий дом — это вовсе не легкий поступок. Это сложный, долгий, тяжёлый путь, иногда длиной во всю жизнь.

Чтобы начать этот путь — первое, что должно произойти, — мы должны остановиться и посмотреть внутрь самих себя. До этого момента мы так и будем блуждать в стране далекой, в стране греха, в стране мрака без понимания того, где находится тот лучик света и надежды, к которому стремится наша душа.

Третье, и что особенно важно знать каждому из нас в преддверие Великого поста: Бог,который предстает в этой притче в образе отца, когда видит нас уходящими из страны греха, смотрит на нас глазами любящего родителя, а не глазами расчётливого старшего сына.

Он не ожидает от нас, что мы исправим все те беды, которые принесли всеми своими предыдущими поступками. Для Него гораздо всего важнее то, что мы теперь стремимся к Нему, мы хотим быть рядом с Ним. И главное, что требуется от нас, — не возвращаться снова в страну греха.

И последнее предупреждение, которое Святая Церковь дает нам в этой притче: не оказаться старшим братом, вроде бы внешне праведным, внешне, казалось бы, ничем не оскорбившим отца, но с гнилой душой, с душой, которая, работая на отца, думала только о своей выгоде и жила той самой обидой, которую нанес ей первый, младший беспутный сын.

И если мы сможем пронести сквозь все поприще Великого поста уроки сегодняшней притчи, я не сомневаюсь, что в дни Светлого Христова Воскресения мы физически ощутим, как Христос обнимает нас Своею благодатью, прощает нам наши бесчисленные грехи и открывает нам ворота Царства Небесного.

Протоиерей Павел Великанов
Источник: http://www.pravmir.ru/

Перейти к верхней панели