Иоакимо — Анновский  храм  Можайска

Учение о молитве и молитвенное правило

Из писем святителя Феофана Затворника

О МОЛИТВЕ

Молитва самое действенное средство в духовной жизни, и вместе мера ее. Как вы описываете свою молитву, она у вас очень неисправна. Потрудитесь так делать: пред молитвою всегда подумать о молитве, что онаи к кому относится, и какова должна быть, подумать и втянуть чувство сердца в молитвенную область благоговеинства, упования и преданности Богу. Вы прочитываете молитвы утренние и вечерние. Прекрасно. Но, совершайте свое молитвословие не спешно, всегда сопровождая слова мыслию, или выражаемою, и напряжением на то чувства сердца. Вы часто в сем делаете уступку. Положите отселе не уступать ни на волос, и нудить себя всячески, чтоб за словом шли мысль и чувство. Без этого молитва вкуса не имеет и не привлекает. Как читая книгу, вы следите мыслию за читаемым и с удовольствием усвояете встречаемое; как же скоро мысль отбежит, чтение трава. Тоже бывает и с молитвою. Если мысль отбегает и чувство пятится назад, нудьте себя. Правило ваше невелико, потому стыдно и спешит, и мыслию отбегать в сторону, и чувству давать льготу.

Посмотрите, как пойдет молитва сладостно, если возьмете ее в руки и поблажать себе не станете, или не себе, а врагу, который, как только вы двинетесь в молитвенный угол, идет по пятам … и осаждает разными напоминаниями … Но, когда внимать будете, он отступит; потому что ваша борьба против его внушений венцы вам готовит; а он этого не хочет. Когда дело молитвословия идет исправно, молиться хочется, и от молитвы отстать не желается. Тогда продолжите молитву, молясь словом своим, или своею мыслию, о том, что больше всего потребно в духовной вашей жизни … Полагаю, что сим способом молитва ваша оживет, и леность к ней отпадет (1, п. 185, с. 210 211).

***

Молитв готовых у нас много. Они не сочинены, а изливались из сердца Святых, под действием какого-либо созерцания, или события и случая в жизни. Читающий их со вниманием входит в те же чувства, какие дышат в них, и тем оживляет и созидает в себе молитвенный дух. Чтоб это удобнее совершалось, хорошо молитвы избираемые наперед обдумывать с восприятием и чувств, сокрытых в них. Еще лучше заучивать молитвы, чтобы не иметь нужды в молитвеннике, а всегда носить его в душе, готовым раскрыться, как только потреба. Но, навыкая молиться по готовым молитвам, надо начинать понемногу молиться и своим словом, по своим потребностям душевным или внешним. Потребности духовные, как только пробудятся, тотчас устремляют к Богу.

Позыв обратиться к Богу бывает иногда без определенной потребности, а по одной жажде Бога. В какой бы мере и в каком бы виде ни проявлялся сей позыв, никогда не надо оставлять его неудовлетворенным, но тотчас обращаться к молитве в том положении, в каком застал позыв: если за делом, за ним и молиться, если за чтением, посреди его и молиться, если во время ходьбы, ходя и молиться. Но конечно лучше и плодотворнее стать в молитвенное место и принять молитвенное положение, если можно. Чем усерднее будут исполняемы сии обращения к Богу, тем чаще они будут появляться и больше длиться, и глубже укореняться. Не забудьте сего пунктика. Прием сей есть самый лучший для усовершенствования молитвы (1, п. 187, с. 218 219).

***

У отцев пишется: самое лучшее стояние во время молитвы есть стоять на суде (1, п. 189, с. 227).

***

Есть молитвенники, которые молятся одною Иисусовою молитвою … Но это для совершенных; а для нас начинающих эта единость мысли скоро наскучивает. Потому указанный прием лучше, разнообразя содержание молитвы указанием разных нужд духовных. Между тем молитовки все обращаются к Господу. Следовательно в духе и тут молитва Иисусова (1, п. 190, с. 233).

Соберите их десятка три, четыре, пять … Повторяйте их по 10 раз … и это будет ваше правило утром и вечером. Произнося молитовки, углубляйтесь в смысл, прилагая к себе … Первый плод … не заметите как время пройдет (1, п. 191, с. 234).

***

Найдите также какое-либо дело из ряда подвижнических, которое было бы однакож тяжеловато и соединено с затруднениями в исполнении … и наложите его на себя как закон неотложный … хоть умри, а исполни. Как это было бы благотворно для возбодрения духа?! Вы писали: «час другой простоишь на молитве … а в душе все безжизненно». От чего так? Я думаю, от того, что внимание ваше обращено в эту пору только на то, чтоб простоять, и перечитать, и переговорить положенное … Это внимание надо иметь, но не впереди его держать, а на 3 и 5 месте … Напереди надо ставить чувство грешности … За тем вот-вот смерть, суд и осуждение. Куда укрыться? Не куда … в лоно лишь милосердия: Боже милостив буди … Под сень креста … раздери Господи на нем рукописание грех моих. Пред молитвою всякий раз если проводить сии чувства по сердцу, то оно вялым оставаться не может. Один старец говаривал, чтосамое пригодное место для молитвы стояние вниманием на суде Божием, в ожидании, что вот-вот услышится решение!.. Молимся без подобной приготовки и молитва бывает ни куда негожею … Еще от того она такова … что припоминая, как была у нас хороша молитва несколько прежде, и думаем, что и теперь она будет такою же стоит только стать … и все пойдет добре, а оно нейдет … Сейчас надо дело направить … Это пустяки, когда говорят, что поправить не можем, не беремся и не поправляется. Господь близ! А Он никогда не оставляет, кто искренно ищет Его (1, п. 196, с. 242 243).

***

Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва дыхание духа. Есть молитва, живет дух; нет молитвы, нет жизни в духе. Стоять пред иконою и класть поклоны не есть еще молитва, а только принадлежность молитвы; читать молитвы на память, или по книжке, или слушать их не есть еще молитва, а только орудие молитвы или способ обнаружения и возбуждения ее. Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу, чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, сокрушения, покорности воле Божией, усердного припадания и пр. (2, п. 227, с. 33).

Второй способ обучения души к частому обращению к Богу есть обращение всякого дела большого и малого во славу Божию (2, п. 227, с. 38).

Третий способ обучения души к частому обращению к Богу есть частое, в продолжении дня, взывание из сердца к Богу краткими словами, судя по нуждам души и текущим делам (2, п. 227, с. 39).

Что у вам бывают покаянные чувства в молитве и слезы, это настоящее дело. Без покаянных чувств молитва не в молитву. Так и пишите ее, как не бывшую. Молитва без сих чувств есть тоже, что выкидыш мертвый. Так у св. отцов. А слезы раздувайте … Приучитесь голосить над собою, как над мертвым с причетами … Ибо главная мысль, или место, где следует держать себя мысленно, есть час суда, или тот момент, когда Бог готов произнести: «приди, или отойди»! О, Господи, спаси же! И как не плакать, не могши утвердительно сказать, что Он не скажет: «отойди»?! (2, п. 256, с. 94).

Заглохнутие молитвы очень прискорбное дело … Всякий раз, как оно ощущается, не оставляйте сего без внимания. Берите книгу о молитве и читайте углубляясь. По немножку и оживет молитвенное к Богу восхождение. Заботу о сем помните и Господа молите, чтобы Он не лишил вас молитвенных утешений. Ничего в человеческих делах без труда не достигается. Духовные же делания требуют напряженнейшего труда и при том непрерывного (2, п. 275, с. 128).

МОЛИТВА ЦЕРКОВНАЯ И ДОМАШНЯЯ

Церковная молитва выше домашней.

Церковь утешение ваше. Благодарение Господу, дающему вам ощущать благотворность пребывания в церкви. Святой Златоуст часто поминает, что можно и дома помолиться, нотак помолиться, как в церкви, дома не помолишься (3, п. 448, с. 90).

МОЛИТВА ДУХОВНАЯ

Как ее должно совершать.

Молитва духовная не зависит от телесного какого-либо напряжения, как, например, натиска вниманием к сердцу или стеснения дыхания и подобное. Она творится умным путем. Начинать ее надо поставлением себя в присутствие Господа и затем, предав всего себя Господу и верою и упованием воодушевясь, обращать к Нему молитву сию просто, по-детски. Чувства при сем, какие Бог пошлет, теми и довольствоваться. Дело духовное не в восторгах: самое лучшее его проявление есть «дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно». Как вы написали, что когда представляете присущим Господа, то лучше бывает, так всегда и делайте (5, п. 906, с. 181).

МОЛИТВА О БОЛЯЩИХ

(На молебнах, проскомидии и Литургии)

Вы добре устроили молитвование о своей дочери. Два молебна на неделе, да на проскомидии помин. Кажется бы, довольно. Но кто же тут болезненно молится? Бог внимает молитве, когда молятся болящею о чем-либо душею. Если никто не воздохнет от души, то молебны протрещат, а молитвы о болящей не будет. Тоже и проскомидия, то же и обедня. Только и есть тут ваша вера и надежда, знамением коих служат ваши заказы. Но сами вы бываете ли на молебнах? Если нет, то и ваша вера безмолвна… Вы заказали, но, дав деньги, чтоб другие молились, сами сбросили с плеч все заботы… Болящего о больной никого и нет. Служащим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне… Да и где им на всех наболеться?! Другое дело, когда вы сами на молебне, или в церкви на Литургии, когда поминается Н. на проскомидии… Тогда ваше болезнование берется молитвою Церкви и быстрее возносится к Престолу Божию… и самую молитву Церкви делает болезнующею, хотя служащие и не болят… Так видите, в чем сила!.. Бывайте на молебнах сами, и болите душею о болящей… И дело будет. В церкви на Литургии болите во время проскомидии… и особенно, когда после «Тебе поем…» богородичную поют песнь: Достойно есть… Тут поминаются снова за совершенною жертвою живые и умершие… Обедня сильнее, чем поминовение только на проскомидии потому, что это выражает сильнейшее ваше соболезнование о болящей и с тем сильнейшую веру и надежду, что Господь не оставит вас Своею помощию… Но главное, сами болите о больной… И больше бедным помогайте… не тем только, которые ходят… Облегчите тяготимое бедностью семейство. Его молитва облегчит вашу тяготу сердечную… (3, п. 460, с. 102 103).

МОЛИТВА О ПОГИБАЮЩИХ

Ваша скорбь о родных погибающих и молитва о них приятны Богу. Если у них не все погасло и есть к чему в них привиться и вашей молитве и Божию к ним благоволению, то они опомнятся, узрят свет Божий и пойдут путем Божиим. Молитесь сердечнее… Благожелательная молитва ваша будет отзываться в душах их и пробуждать сокрушительные помышления. Ибо есть общение душ (3, п. 382, с. 21 22).

МОЛИТВА О СМЕРТИ

Полезна ли она нам?

Молились иные о смерти и бывали услышаны. Но нам лучше принимать от Господа с покорностию то, что подаст жизнь ли, смерть ли. Здоровье или болезнь. Достаток или скудость. И о всем благодарить (8, п. 1250, с. 25).

МОЛИТВА СО ВНИМАНИЕМ

Что бывает, будто служба скоро отошла, или свое правило совершенно незаметно будто… Это плод внимательного стояния в церкви и домашнего правила исполнения со вниманием и чувством. Дай Господи, чтобы всегда так было… Но бегайте самоценения… (3, п. 476, с. 121 122).

МОЛИТВЕННОЕ ТРЕЗВЕНИЕ

При молитве мысли лезут: отгонять надо, опять ползут, опять отгонять… и все так. Только не поблажать, а как заметите, гоните. Это и есть подвиг трезвения. Трудитесь над тем, чтоб сердце ваше было в каком-либо религиозном чувстве… когда сердце в чувстве, помыслы не безпокоят и все ходят вокруг чувств (3, п. 489, с. 159).

МОЛИТВЕННОЕ УСТРОЕНИЕ В НАЧАЛЕ ДНЯ

Потрудитесь делать так: утром, на молитвенном своем правиле, потрудитесь так установиться вниманием пред Богом, чтобы потом и весь день быть пред Ним, что бы ни случилось делать. Если устроитесь так и станете с пророком предзреть Господа пред собою выну, с соответственными конечно тому и чувствами, то и будете непрестанно молиться. И тогда не будет вам скучно. От молитвы-правила не отходите, пока не возродится сокрушение в сердце с преданностию Богу. Вы жена, мать, хозяйка. Обязанности, сюда относящиеся ваше спасение. Читать Евангелие и Псалтирь доброе дело. Не оставляйте книжки, пока не почерпнете себе какого урока или правила для жизни (8, п. 1220, с. 4).

ПОКЛОНЫ

Числа поклонов лучше не определять, и времени. Молитесь, кладя поклоны, пока сердце требует, и не перечьте ему, ибо враг будет подходить, толкуя: «будет, уже много молился»… (2, п. 291, с. 146).

Поклоны телесная работа. С ними надо соединять мысль о Боге и чувство к Нему (5, п. 903, с. 179).

…Поклоны принадлежность молитвы помогающая, а не самая молитва. Молитва то, что ум и сердце имеют к Богу (8, п. 1337, с. 92).

МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО

1. Какого оно должно быть.

Что касается до правила, то относительно сего этак думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до разшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего. «Боже, милостив буди»… Еще: иногда все время, назначенное для правила, можно провести в читании одного псалма на память, составляя из всякого стиха свою молитву. Еще: иногда можно все правило провести в молитве Иисусовой с поклонами… А то из того, другого и третьего по немногу взять. Богу сердце нужно (Притч. 23, 26), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно. Непрестанная молитва в сем и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом правило есть только подтопка, или подкинутие дров в печь (1, п. 2, с. 8 9).

Желаете иметь молитвенное правило…. Вечером и утром совершайте утренние молитвы и молитвы на сон… К ним прилагайте краткие молитовки святого Иоанна Златоустого, что находятся в числе молитв на сон, повторяя каждую по пять раз. Затем призовите всех святых: апостолов, пророков, святителей, мучеников и мучениц, преподобных отец и преподобных матерей и всех всякого рода благоугождением благоугодивших Богу. Это вообще, а поименно: Господа Иисуса Христа, Матерь Божию, Ангела-Хранителя, святую, коей имя носите, святых, коих в монастыре есть престолы, святых, вами, по вашим обстоятельствам, чтимых, как, например, святителя Тихона… и других. Заключайте поминанием живых и умерших, о коих молитесь… Никогда молитв спешно не проговаривайте, а не спеша, с мыслями и чувствами, кои выражаются в читаемых молитвах. Пред началом молитвословия всегда приготовляйтесь немного, собирая мысли и стараясь вниманием своим стать пред Господом, Коему молиться приступаете. Главное расположение молитвенное да будет покаянное, ибо мы много согрешаем все… Дух сокрушен, сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит…На всяком правиле о своих грехах молитесь, в коих погрешите… Чего достигнуть молитвою надо стараться? Того, чтоб сердце согрелось любовию к Богу и чувство к Богу не отходило… Для сего назначается молитва Иисусова: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешную”… Сию молитву чаще повторяйте и дойдите до навыка, чтоб язык повторял ее сам собою. Извольте ведать, что для успеха в молитве надо стараться сердце украсить всеми добродетелями… наипаче же: смирением, сокрушением, покорностию и своей воли отвержением. Надо водрузить веру, что Бог все видит и слышит, и все сокровенности наши знает. Почему внимать себе надо и все худое отревать, а коль скоро проторгается в мыслях или чувствах, тотчас извергать его, и тут же каяться и просить прощения (3, п. 377, с. 10 11).

2. Им нельзя себя связывать.

…Никогда не вяжите себя правилом и не думайте, что есть что-либо ценное в том, что имеете такое правило или всегда его совершаете. Вся цена в сердечном пред Богом припадании. Вон святые пишут, что если кто от молитвы не отходит осужденником, достойны всякой кары от Господа, то такой отходит от нее фарисеем. Другой говорил: “Стоя на молитве, стой как на Страшном Суде, когда готово изыти решительное Божие о тебе определение: отойди или прииди. Всячески избегать надо формальности и механизма в молитве… Будьте госпожа правила, а не раба. Раба же только Божия, обязанная все минуты жизни своей посвящать на угождение Ему (2, п. 249, с. 77).

3. Его можно сокращать и прибавлять.

Когда дела не позволяют вполне совершать молитвенное правило, то совершайте его сокращенно. А спешить никогда не должно. Бог всюду есть. Скажите Ему утром благодарение и испросите благословение своими словами, несколько поклонов и довольно! К Богу никогда не обращайтесь кое-как. А всегда с великим благоговением. Не нужны Ему ни наши поклоны, ни наши многословные молитвы… Вопль из сердца краткий и сильный, вот что доходно!.. А это можно походя сделать… А следовательно и молиться непрестанно. О сем и заботьтесь и сюда все направляйте… У святого Василия Великого спрашивали: как непрестанно молиться? Он отвечал: имей в сердце молитвенное расположение и будешь непрестанно молиться. Руками работай, а ум к Богу возноси. Апостолы всю землю обошли, сколько трудов?! А между тем непрестанно молились. И заповедь эту они написали. Дух веры, упования и преданности в волю Божию, вот что надо возгревать в сердце. Правило молитвенное можете и сами сладить… Заучите молитвы, какие читаете, и читайте их на память с пониманием и чувством. Тут же и от себя вставляйте молитву свою; чем меньше зависеть от книжки, тем лучше. Заучите несколько псалмов и когда идете куда, или другое что делаете, а голова не занята, читайте их… Се беседа с Богом. Правило должно быть в вашей свободной воле. Не будьте рабом его (2, п. 250, с. 78 79).

4. Его можно заменить краткими молитвословиями.

Читать ли канон Ангелу-Хранителю? Читайте. А когда немощь или дела много, вместо читания канона, краткую молитовку к нему возносите: «Ангеле Божий, хранителю мой святый, моли Бога о мне грешной», пятьдесят <раз> с поклонами по произволению (т. е. земные или поясные кладите поклоны). Этим можно (т.е. краткими молитовками) и все каноны заменять. Но внимание не на одних словах надо держать, а с соответственными помышлениями и чувствами. Трудитесь в молитве. Она источник утешения, мыслей просветление и доброго нрава утверждение (3, п. 378, с. 12 13).

5. Как его совершать во время физического утомления.

После утомления плохо совершаете вечернее правило… Прежде правила походите немножко, даже снаружи, если удобно, и полежите немного, пока отдохнет голова и впечатления пережитые развеются… Тогда становитесь на правило… Правила никогда не давайте себе свободы исполнять кое-как… Сокращение сие при нужде сами придумайте и благословитесь на исполнение его у своего духовного отца. Или сократив в нужде, после дополняйте пропущенное, если оно общего свойства по содержанию. Держите в мысли и чувстве, что всякое себе принуждение и произволение на дело Божие видит Бог вездесущий и благословляет сие творящего (3, п. 477, с. 125).

Святитель Феофан Затворник

Перейти к верхней панели