22 сентября – престольный праздник в нашем храме – день памяти святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы. И наше интервью с настоятелем храма протоиереем Александром Гудовым приурочено к этому знаменательному событию.
— Отец Александр, что для Вас означает священство?
— Священство… Как говорил св. прав. Иоанн Кронштадтский, священство – это не совершение Таинств и даже не совершение Литургии, в первую очередь, — предстательство перед Богом за свою паству, ходатайство за народ Божий. В противовес словам протестантов, которые считают, что в их отношениях с Богом не требуется посредник. Православный пастырь – это всеми чтимый образец церковного служения.
Что касается меня, то я в своем пастырском служении выбираю те ориентиры, на которые равняюсь и к которым стремлюсь.
По духу своему служения мне очень близок митрополит Антоний Сурожский как человек очень искренний, который жил Божественной Литургии, и, когда служил, отдавал ей всего себя, без остатка. Так и я стараюсь делать, насколько это получается, конечно.
Батюшка, вы являетесь ответственным за работу миссионерского отдела в Можайском благочинии, расскажите о своей деятельности на ниве этого служения и о том, как возник Отдел?
— Отдел возник по благословению нашего правящего архиерея – митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.
Возник как насущная необходимость – даже не столько борьбы с сектантами, потому что Церковь, Слава Богу, обозначила свои границы, не пуская их в свои пределы, но старается приложить максимум усилий, чтобы как можно большее количество людей познали свет Истины и сделали правильный и осознанный выбор, – это вопросы внешней миссии.
Что же касается внутренней миссии, то это — повсеместная катехизация на приходах в целях повышения уровня религиозного образования паствы, ибо сейчас сталкиваешься с дикими представлениями современных прихожан, которые уживаются по слову писателя: «широк человек и абсурден».
В нашем благочинии акцент делается на богослужебной проповеди, которая направлена на углубленное изучение Евангелия и его приложения в нашей жизни. Мы в своей работе соединяем проповедь и лекционный материл для просвещения прихожан.
Кроме этого, на базе нашего храма еженедельно по средам проводятся занятия со взрослыми по изучению «Закона Божьего», «Апологетики» и других богословских дисциплин.
Выполняя благословение Святейшего Патриарха, практически в каждом храме проводятся огласительные беседы с готовящимися к Таинству Святого Крещения и Брака (Венчания).
— А какую работу, о. Александр, Вы как миссионер проводите среди молодежи?
— В течение достаточно долгого периода времени духовенство нашего благочиния по просьбе общественной организации Можайска «Молодая Семья» проводило беседы с учащимися средних и старших классов общеобразовательных школ города и района, в ходе которых перед ребятами раскрывался сам дух Православия и христианское понимание Таинства Брака.
И, даст Бог, мы и в дальнейшем будем проводить такие беседы на постоянной основе.
— Ваше Высокопреподобие, сегодня много спорят о переводах богослужений с церковнославянского на русский язык. Каково ваше мнение по этому поводу?
— Церковнославянский язык — это сакральная основа нашего Богослужения и наших молитв. Непонятен он тем, кто недавно пришли в Церковь и поэтому не знакомы с ходом и текстами Православного Богослужения.
Но достаточно просто немного терпения и им все станет понятно, ибо нет ничего сложного в церковно-славянском языке для русского человека, который является для него языкообразующим. Ведь он необычайно высок, торжественен и глубоко молитвенен. Это язык такой необыкновенной силы, что замахиваться на него просто недопустимо.
— Отче, а, как Вы сами пришли к пастырскому служению, что повлияло на выбор Вашего жизненного пути?
— Это происходит таинственно — встреча каждого человека с Богом — это всегда – Тайна.
— Что касается меня, то сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что первым человеком, которым посеял в моей душе семена веры, была моя бабушка, обычная сельская труженица, супруга фронтовика – Соломия, удивительно кроткий, смиренный и светлый человек.
Много позже, на мое религиозное мировосприятие оказал огромное влияние священник Игорь Востриков, настоятель храма Смоленской иконы БМ в с. Бородино, в счастливейшие годы моего неофитства, бывший моим духовником.
Отец Игорь уже на тот момент был духовным чадом у схиархимандрита Илия (Ноздрина), духовным столпом современного Православия в России в наше время.
Благодаря о. Игорю, я и сам мог изредка общаться с о. Илием, задавать ему вопросы и получать такие духовно – мудрые советы старца.
о. Игорь с такой деликатностью, тактичностью и присущей ему дипломатичностью вел по дороге воцерковления молодежь своей общины, что об этом времени мы все вспоминаем с благодарностью.
И мой выбор стать священнослужителем был сделан во многом благодаря таким пастырям, как о. отец Илий, протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма святителя Николая в Пыжах на большой Ордынке, талантливейший проповедник и публицист, с которым я имел счастье познакомиться также благодаря о. Игорю и даже служить с ним, и конечно же, благодаря безмерному попечению обо мне духовника.
Наш приход в то время у отца Игоря напоминал мне первую зарю христианства, апостольские времена… Счастливейшее было время… С тех пор утекло много воды, и сам я уже много лет в священном сане, — вот на Владимирскую, к примеру, исполнилось 17 лет моей диаконской хиротонии.
— о. Александр, какие проблемы Вас как настоятеля волнуют на сегодняшний день больше всего?
— Их две, но они весьма многогранны:
1. Проблема связана с отсутствием достаточного количества денежных средств для того, чтобы сделать в храме достойный его ремонт, вернув ему первообраз и придав благолепное состояние.
2. Проблема, непосредственно касается жизни самого прихода.
Я хочу, чтобы наш храм обрел для всех прихожан статус родного дома, чтобы приход максимально разросся – ведь нормальная семья должна быть большой и дружной, — ведь это сообщество людей, собранное во имя любви, по образу Св. Троицы.
И вот первым шагом, который я предпринял в отношении сплотить наш приход, была реализация замечательной идеи, – обеспечение еженедельных воскресных чаепитий с домашними пирожками (их готовят сотрудницы нашего храма), в ходе которых у прихожан появляется дополнительная возможность лучше узнать друг друга.
— Батюшка, а, какая она Ваша паства?
— Хорошая (улыбается). Из своего личного опыта я понял, что, чем больше узнаешь человека, тем он становится ближе, и даже какие – то особенности человека сквозь призму частого общения воспринимаются абсолютно невинно, как милые чудачества. То же самое и в отношении паствы – люди разные, но все свои, все наши.
— Отец Александр – Вы и матушка Елена – типичная многодетная священническая семья, батюшка, а, какие они дети священников?
— Дети священников – это не инопланетяне. Это обычные дети. Да, что уж говорить о священнических детях, когда даже к отпрыскам Царской Фамилии Государь Император Александр III не предъявлял особых требований, говоря гувернантке: «Мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные, здоровые русские дети. Подерутся, — пожалуйста. Но доказчику — первый кнут. Это — самое мое первое требование».
А у нас, к сожалению, к детям священнослужителей предъявляют завышенные требования, забывая, что ребенок батюшки ничем не отличается от других детей, и у него тоже бывает плохое настроение и желание пошалить.
— Батюшка, а, что главное в воспитании детей?
Любовь. Именно она подскажет, как найти ключик к сердцу чада, когда оно находится не в духе, страдает от неразделенной первой любви. Как говорил покойный иерей Георгий Романенко, как узнать: степень твоей любви к ребенку? Очень просто. Чем больше любовь – тем дольше и продолжительнее молитва.
— О. Александр, многие приходят в храм, когда сталкиваются с какой-нибудь сложной жизненной ситуацией. Может ли и должна ли Церковь помочь таким людям?
— Только Господь помогает людям в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях, ибо «невозможное человеками возможно Богу» (Лук.18:16-27) или, как говорил пророк Исаия: «Утешайте, утешайте, люди Моя».
— Батюшка, и в заключение нашей беседы, что вы можете посоветовать людям, находящимся в самом начале пути обретения Истины?
Скажу одно: «Ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется вам» (Мф: 7: 7). Да поможет Всемилостивый Господь каждому встать на путь познания Его.
Беседовала Анна Гончарова