Великий пост можно сравнить с лестницей, ведущей нас в Царствие Божие. На первую ступеньку «лестницы» мы вступаем в воскресенье за три недели до начала Великого поста (помимо семи недель поста, есть еще три недели, в течение которых мы готовимся к посту). В этот день в церкви читается евангельская притча о том, как в храме молились два человека: гордый фарисей и грешный, но смиренный мытарь. Притча показывает нам, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие. Учит нас тому, что первым шагом к нашему спасению должно быть смирение, чувство того, что без помощи Божьей мы ничего сами сделать не можем. Мы просим у Бога помощи и милости, повторяя молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному!».
НОВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ:
Мытарь – сборщик податей (налогов)
Фарисеи – знатоки закона, считали себя лучше всех,
гордились, а остальных презирали; лицемеры.
Икона (образ) – изображение Спасителя, Божьей
Матери, святых, ангелов, Священных событий. Икона
обязательно освящается святой водой, так иконе
сообщается благодать Святаго Духа.
Крест – главный знак христианства, знамение нашего
спасения.
Неделя — название воскресного дня в славянском
языке.
Седмица — название недели в славянском языке.
Ересь – ложное, неправильное учение о вере.
Начинается Великий пост. Мы успели покаяться перед всеми, кого обидели, и теперь
будем стараться делать добро и остерегаться грешить. Будем просить у Бога помощи, и
благодарить Господа.
Трудно сказать «прости»!
Что это за мученье:
Как в половодье грести
Против теченья.
А помолись – тогда
Встанет вода стыда,
Встанет вода гордыни, —
И скажешь, себя виня:
«Не прав я, прости меня,
Будем друзьями отныне!»
(В. Афанасьев)
В первые четыре дня Великого поста все православные люди стараются придти в храм, чтобы
послушать Великий покаянный канон святого Андрея Критского.
В благоговейном молчании, в
таинственном полумраке храма, с зажженными свечами в руках стоят люди, слушая
богодухновенные слова Великого канона и сокрушаясь о своих грехах.
1-я неделя (воскресение) Первое воскресенье Великого поста – «Торжество православия».
В этот день мы вспоминаем о восстановлении почитания святых икон и молимся об утверждении в
вере православных христиан и обращении на правильный путь всех отступивших от Церкви.
2-я неделя. Во второе воскресенье Великого поста мы вспоминаем святого Георгия Паламу,
который учил о силе поста и молитвы, о том, что за этот подвиг Господь озаряет верующих Своим
благодатным светом.
3-я неделя. В третье воскресенье за всенощной выносят крест, которому все
поклоняются и целуют его. Это воскресенье и вся неделя после него называется
КРЕСТОПОКЛОННАЯ…
Крест – главный знак христианства, знамение нашего спасения. Господь наш
Иисус Христос из любви к людям сошел с неба на землю и пострадал за нас, чтобы
мы спаслись. Господь был распят, умер на Кресте и в третий день воскрес.
Страданием и смертью на кресте Спаситель сделал крест орудием победы над
смертью и грехом, указал, что крест всегда будет помогать нам бороться со грехом,
со злом и разными бедами.
Крест сопровождает христианина на протяжении всей его жизни. При
крещении, когда человек становится христианином, ему надевают на шею крестик,
который он старается больше не снимать.
Крест надевая, знаешь ли ты,
Что крестики носят не для красоты?
На каждом из них – заучи как урок –
Любящий нас и страдающий Бог.
4-я неделя. В четвертое воскресенье вспоминается святой Иоанн
Лествичник, написавший сочинение, в котором показал порядок добрых дел,
приводящий нас к Богу.
В четверг на пятой седмице вспоминается святая Мария
Египетская, которая была великой грешницей, но потом
вразумилась, покаялась, исправила свою жизнь и достигла
святости. Ее жизнь служит для нас примером истинного покаяния и убеждает нас
в великом милосердии Божием.
5-я неделя также посвящена святой Марии Египетской.
6-я неделя — двунадесятый праздник, в котором празднуется торжественный вход Господа в
Иерусалим на вольные страдания. По-другому этот праздник
называется ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ. Он особенно интересен
детям, так как именно они принимали большое участие в том событии,
которое мы вспоминаем в этот день. Господь на молодом осленке
въехал в Иерусалим, в котором, по случаю праздника, было множество
народа. Люди, которые много слышали о Нем, о чудесах, которые Он
совершал, спешили к Нему.
Одни срезали ветки с
деревьев и расстилали перед
Господом на дороге, другие
клали свои одежды подобно
ковру, чтобы Он по ним
проехал. Все радостно
восклицали: «Осанна!» (спасение), как мы сейчас кричим
«Ура!». Особенно громко радовались дети, и
продолжали радоваться в храме, видя чудеса,
совершаемые Иисусом Христом. Священники и ученые
люди, которые были там, сказали Господу, чтобы Он
велел детям замолчать. Но Христос сказал: «Разве вы не
читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил
хвалу и что если они умолкнут, то камни возопиют?»
В этот день мы принимаем участие в большой
церковной службе, вспоминая, как народ приветствовал
Господа на дороге. Мы тоже хотим участвовать в
радостной встрече Христа, поэтому приносим в храм
пушистые веточки вербы. Мы зажигаем свечи и стоим с ветвями и зажженными свечами. Мы
прославляем Спасителя, как Победителя смерти. Господь благословляет наши ветви, которые
священник окропляет святой водой, и мы несем их домой, и ставим возле икон.
Прочитайте, как в стихотворении
Прочитайте, как в стихотворении
«Вербочки» Александр Блок как бы
дал нам указания, как вести себя в
этот день – прямо поэтическая
инструкция:
Мальчики да девочки
Свечечки да Вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!
В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.
Последняя неделя перед праздником Пасхи называется Страстная седмица (неделя). В эти
дни мы вспоминаем, как страдал и отдал за нас жизнь Иисус Христос.
Каждый день этой недели бывают такие службы, которых не бывает в другое время года. И
молитвы на них поют особенные. Вот одна из них:
Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в он; просвети
одеяние души моя, Светодавче, и спаси мя.
А если ее рассказать более простыми, понятными словами, то она будет звучать так:
Спаситель мой! Я вижу дом Твой украшенным, и нет у меня праздничной одежды, чтобы
войти в него! Ты, который даешь нам свет, сделай светлой одежду души моей и спаси меня.
О какой одежде души здесь говориться?
Понедельник, вторник и среда
посвящены воспоминанию последних
бесед Господа с народом и учениками. В
Великую среду последний раз
произносится молитва св. Ефрема Сирина.
В четверг вспоминают Тайную
Вечерю – последнюю трапезу Господа с
учениками, когда Он причастил их. Так
было установлено Господом Таинство
Святого Причащения. Вспоминают
молитву Господа в Гефсиманском саду и
предательство Его одним из учеников –
Иудою Искариотом.
В храме читают двенадцать
отрывков из Евангелия о том, как
страдал и умер на кресте Иисус Христос.
Все стоят с зажженными свечами и
слушают, а по окончании службы
стараются донести этот огонек до дома,
зажечь им лампадку и сохранить ее
горящей до праздника Пасхи. Это – святой
огонь, освященный страданиями Господа.
В пятницу мы вспоминаем
страдания, распятие и смерть Господа.
Днем на середину храма выносят
плащаницу – большую икону, на которой
изображен Иисус Христос, когда Его сняли
со креста. Эту икону украшают цветами,
все подходят к ней, крестятся, кланяются,
целуют ее (прикладываются).
Приближается Пасха. В Великую
субботу служба делается более радостной.
Грустные черные облачения меняются на
белые и золотые. Иисус Христос еще не
воскрес телом, но Он уже победил смерть.
Всем святым людям, которые умерли
раньше, Он дал новую жизнь.
Прочитай рассказ. Напиши, о каком
грехе в нем говориться:
Бабушка с внучкой Ксюшей отдыхали на даче. Бабушка сидела на веранде в кресле и вязала, а Ксюша заплетала косичку и говорила горячо:
— Бабушка, ты знаешь, какая Ленка жадина — ничего мне не даёт!
— Да? — удивилась бабушка. — А вроде как она давала тебе на своём велосипеде кататься…
— Да ну, бабушка, это не в счёт. Один раз дала… И потом это давно было, вчера ещё.
— Вот как, — покачала головой бабушка. — А я-то думала, что она добрая девочка.
— Нет, вовсе не добрая, — упорствовала Ксюша. — Жадина… Ой, кажется, она к нам идёт!
В остеклённую дверь веранды постучались, и вошла Лена. Левой рукой она прижимала к груди миску с жёлтыми грушами. Улыбаясь, Лена протянула миску Ксюше:
— Это тебе. Бери, угощайся и бабушку угощай.
Ксюша растерянно переводила взгляд с груш на бабушку.
— Спасибо тебе, Леночка, — сказала бабушка. — Я, пожалуй, угощусь, а вот как Ксюша — не знаю… — Бабушка искоса глянула на свою внучку. — У неё, видишь ли, что-то вроде диатеза — вон как ушки покраснели…
У Ксюши вспыхнуло всё лицо, она крутнулась и выбежала вон.
— Что с ней? — удивилась Лена. — Разве ей нельзя есть груши?
Бабушка улыбнулась:
— Сейчас нельзя. А как пройдёт у неё та «болезнь», которой она болеет, так ей можно будет и твоими грушами угощаться…
Л.Нечаев