Преподобная Ангелина Сербская и ее семья
Автор приносит сердечную благодарность матушке Ангелине (Нестеровой), бывшей настоятельнице Предтеченского Вяземского монастыря и игумену Даниилу (Сычеву), поклонникам Сербских святынь.
История святой Ангелины и ее многострадальной семьи явили миру сербский историк Иларион Руворац1 и Российские Академики М.Н. Тихомиров2 и А.А. Турилов3.
Ангелина родилась в 1444 г. в Албании в семье православного князя Георгия Арианита великого Комнина4. Она была родственницей св. князя Лазаря – героя Косовской битвы. Воспитывалась в благочестии и христианских добродетелях.
Побежденная турками при кн. Лазаре Гербляковиче в 1389 г.5 Сербия была окончательно порабощена в 1459 г. при деспоте Стефане Бранковиче. Свергнутый Стефан, предварительно ослепленный велением султана Мурата II , некоторое время скрывался при дворе будущего тести князя Арианита.
Имея сострадательное сердце, Ангелина по благословению родителей в 1461 году стала супругой слепца-изгнанника Стефана (1420-1476 гг.), третьего сына Ирины Кантакузиной и кн. Георгия, ослепленного турками. Брат Георгия Герман – Григорий потом стал монахом в Хилендаре (Афон), умер в 1476 г. и Лазарь Стефанович (1421 -1458 гг.), женатый (с 1446 г.) на Елене – дочери Морейского деспота Фомы Палеолога6.
После двух лет правления Стефана (1458-1459 гг.) деспотом Сербии был Бук (сын Григория – муж Варвары Франколы 1438-1485 гг.) прозванный народом «Огненный Змей», который имел (с 1464 г.) пожизненное владение в области Срем (в Сирмии) с городами Купиново, Сладкамен и др. Сюда переехали более пяти тысяч сербов, бежавших от тяжкого турецкого гнета и притеснений чинимых католиками.
Вук и венгерский король Матьяш Корвин успешно защищали свой народ от турок и чешского короля Владислава7.
Посетив Буду и Албанию, семья Стефана бежала в северную Италию, где жила сестра Стефана Екатерина.
У Стефана и Ангелины был сын Георгий (Джордже, родился в 1462 г.), сын Иоанн (1463-1503 гг.) идочь Мара (Мария, 1465-1495 гг.).
В 1476 г. после кончины Стефана Слепого, Ангелина и сыны, взяв его святые мощи, по приглашению короля Матьяша Корвина переехали в Венгрию и положили мощи в г. Купинове в храме апостола Луки.
В 1498 г. Георгий Стефанович стал монахом Максимом в основанном им Купиновском монастыре. По его поручению младший брат Иоанн (Иован) стал деспотом, женившись на Елене Якшич, дочери сербского воеводы Стефана Якшича. В 1501-1503 гг. он нанес поработителям большой урон в Сербии и Боснии.
Одна дочь деспота Иоанна стала женой Петра Рареша8, другая – жена Ивана Вишневецкого, еще одна – жена Василия Львовича Глинского.
Ангелина и сыновья организовали помощь святогорским монастырям: св. Павла (их родовой, ктиторский), Хилендарскому и Эсфигмену (греческий), тоже связанному с родней Бранковичей9.
В 1499 г. Ангелина приняла монашеский постриг.
После смерти (1503 г.) деспота Иоанна, ввиду нетления его мощей стали чтить святым.
По приглашению Валашского воеводы Иоанна Радулы IV Ангелина и Максим переехали в Валахию, где в 1505 г. он посвящен во епископа Влахопланинского. Владыке удалось примирить воеводу Радулу IV с господарем молдавским Богданом III Слепым и воеводу Михню I Злого с чешско-венгерским королем Владиславом.
После смерти Радулы Максим с матерью возвратились в Срем, где 1509 г. Максима избрали быть митрополитом Белградским и Сремским10.
Ангелина вдохновила Белградских митрополитов Григория и Феофана обратиться с просьбой о материальной помощи к Московскому великому князю Василию III (ранее они обращались к его отцу Иоанну III для восстановления порушенных турками монастырей и храмов11.
Благодаря богатой помощи от «Третьего Рима» при содействии Валашского воеводы Нягое Басараба в Крушедоле построен монастырь, где Ангелина и Максим митрополит положили мощи свв. Стефана и Иоанна12.
В своем письме, доставленном Василию III двумя старцами, митрополит Феофан Белградский писал, что «мы не имеем иного ктитора, кроме Российского великого государя – надежды всего христианского мира». Подобная просьба Ангелины к Василию III содержалась и в письме от 1509 г., посланном ею со старцем Евгением: преподобная просила помочь в строительстве храма во имя святого Иоанна Златоуста, для мощей святых деспотов Стефана и Иоанна. Василию III Ангелина подарила «зброю» (воинские доспехи) святого деспота Иоанна.
Митрополиту Феофану Василий III подарил 3 сорока соболей и 3000 белок, также ктиторский драгоценный ковш для богослужебного пользования. Ангелина получила еще более щедрую милостыню: 4 сорока соболей и 4000 белок. Преображенскому Сысоеву монастырю в Кучайне по письму Ангелины великий Василий III подарил 40 соболей и 300 белок.
О баснословных богатствах Василия III в своих «Исторических повестях» (т. I ) в повести «Кто умирает» В. Панова сообщила, что праздничный княжеский выходной наряд Василия III , увешанный золотыми пластинками и драгоценными камнями, весил 2 пуда. Такой роскоши не знал даже Византийский император Константин IX – двоюродный дед (по матери) Василия III 13 .
Женой деспота Иоанна Стефановича была Елена, рожденная Якшич. Ее сестра Анна Якшич, в монашестве Анисия, старшая дочь сербского воеводы Стефана Якшича была супругой украинского князя Василия Львовича Глинского Слепого, второго сына литовского князя Льва Б. Глинского (дяди Василия III , деда по матери Ивана IV Грозного14), родственника Корибута Ольгердовича и Кориата Гедиминовича15, соратников великого княза Дмитрия Донского на Куликовом поле (1380 г.).
Василий Львович Слепой16 ранее был Слонимским наместником, литовским подстолием и старостой Бреста.
Сестра Елены и Анны Ирина Якшич была в браке с герцогом Миклеушем Баошичем поморянским.
У князя Василия Львовича и Анны Глинских родилась дочь Елена17, ставшая потом второй женой Василия III и матерью Иоанна IV Грозного.
Митрополит Максим преставился ко Господу 18.1.1516 г. Ввиду нетления его мощей он «иже во святых», положен в храме близ монастыря Крушедол. Преподобная Ангелина в последние годы жизни подвизалась в Сретенском монастыре. Преставилась 30. VII . 1520г. В этот день имеется ей полная бденная служба с общим тропарем преподобной матери «В тебе, мати, известно…».
В декабрьской Минее ч. I , 10.ХП, изданния Московской Патриархии 1978-89 гг. помещена полная бденная служба св. Иоанну деспоту сербскому, его родителям и старшему брату, митрополиту Максиму.
Фресковые иконы Ангелины XVIII — XIX в.в. имеются в Крушедоле, в Хилендарской Лавре (Афон) и на паперти Печской патриархии. Ей посвящены несколько храмов в Среме. В Крушедоле память ее отмечается с особой торжественностью 30. VII .
В РПЦ Ангелина почитается с 1621 г. Её имя в числе святых в «Палинодии» Захария Копыстенского.
В 1716 г. по требованию султана турки, уходя из Срема, сожгли Крушедольский монастырь и в нем мощи святых Бранковичей. В пепле нашли левую руку Ангелины, хранящуюся в восстановленном монастыре.
При службе святой Ангелине 30. VII . (Минея напечатана русскими буквами) помещено ее краткое житие – выдержки из «Жития святых» (на сербском языке) архимандрита Иустина (Поповича) (Белград 1975 г.).
Примечания:
1 Об ученом сербском историке – архимандрите Иларионе Рувараце – см. журнале МДА «Богословский вестник» СПб. 1907, январь, с. 174. Его труд «Сборник И. Рувараца» Белград, т. I . 1934, с. 36.
2 Академик М.Н. Тихомиров «Исторические связи России со славянскими странами и Византией» М. 1969.
3 Академик А.Л. Турилов, статьи; «Ангелина». «Православная Энциклопедия» (т. II ) и «Бранконичи» (т. VI , с. 186).
4 Албанский князь, Г. Арианит великий, имел трех сыновей и восемь дочерей, из которых одна была женой знаменитого Албанского воеводы – князя Сведенберга.
5 О св. князе Лазаре Гербляковиче – герое Косовской битвы 1389 г. см. «Журнал Московской Патриархии» М. 1964, № 7, статья Н.Св. Новосада «Лазарь – кн. Сербский».
6. Елена – родная сестра Софьи (Зои) Палеолог, дочь Морейского деспота Фомы, родного брата последнего Византийского императора Константина.
7 Достян И.С. «Борьба южно-славянских народов против турецкой агрессии в XIV – XV вв.» «Византийский временник», 7, 1953 г.
8 Петр Рареш, сын Стефана Ш Великого – Господаря Молдавии, родной брат Елены Волошанки (кн. Тверская), родственник царя Ивана Ивановича Молодого и Дмитрия Ивановича внука.
9 Хилендарская Лавра (Афон) была центром сербского монашества. Пользовалась большим почитанием.
10 См. проф. Скурат «Сербская Православная церковь» в «Истории Поместных Православных церквей» т.1 и Гаврилович Александра «История Сербской церкви» Белград, 1930.
11 Обращение Сербской Церкви в Москву о помощи для монастырей и храмов: Муравьев Н.А. «Сношения России с Востоком по делам церковным» г. 1, 1869.
12 См. историю Сербских монастырей: В. Маркович «Православное монашество и монастыри в Сербии средневековой». Сремские Карловци. 1920.
13 См. «Описания жизни царя Ивана IV Грозного».
14 Мохов Н. Очерки истории молдавско-русско-украинских связей. Кишинев. 1961.
15 О кн. Корибуте Ольгердовиче и Кориате Гедиминовиче, соратниках кн. Дм. Ив. Донского см. «Славянская Энциклопедия» т. I .
16 О кн. Вас. Льв. Глинском Слепом см. «Славянская Энциклопедия» Богуславского т. I , M . 2002.
17 О вел.кн. Елене Вас. Глинской, дочери Анны (в монашестве Анисий) и В. Львовича, второй жене вел. кн. Василия III и матери царя Ивана IV Васильевича имеется огромная литература.
Протоиерей Петр Деревянко, настоятель храма св. прав. Иоакима и Анны в Можайске