Иоакимо — Анновский  храм  Можайска

Крещение младенца

 

Что означает Таинство крещения?

Мне не хотелось бы сейчас давать полного догматического определения Таинства Крещения, о чем можно прочитать или в Пространном Катихизисе святителя Филарета, митрополита Московского, или в любом учебнике Закона Божия. Мне хотелось бы сказать о том смысле крещения, который, с одной стороны, определяется, как вхождение, рождение в жизнь вечную, а с другой — как врата Церкви. На самом деле эти два смысла всегда сопряжены между собой и сущностно едины, ибо в крещении человек действительно рождается в иное онтологическое, в иное качественное состояние. Крещеный и некрещеный — это, если использовать мирские аналогии, как здоровый и больной, как зрячий и слепой. Состояние крещеного, пребывающего внутри церковной ограды, тот, кто находится вне ее, может как-то увидеть и описать, но испытать и пережить его можно только, будучи в Церкви, как Теле Христовом. Что, безусловно, подразумевает и отворение церковных врат и переступание порога, за которым следуют следующие шаги. Да, они следуют, но сначала нужно открыть дверь и войти. А потом открывается путь длиной во всю нашу земную жизнь. Первый же и ответственнейший ее порог — это крещение.

Известно, что при обнаружении угрозы жизни новорожденного практикуется немедленное крещение даже лицами без духовного звания. Но почему Таинство крещения совершается исключительно над уже родившимися младенцами? И что служит препятствием для крещения младенца, еще находящегося во чреве матери, если обнаружена серьезная угроза для его жизни, например, угроза выкидыша?

Ничего случайного в этой жизни не происходит. Если волос с головы человека не падает без воли Отца нашего Небесного, то тем более нельзя считать случайным и факт вхождения или не вхождения человека в эту жизнь. Не благословил Господь родиться младенцу в этот мир или попустил, не удерживая свободную волю человека, совершиться греху аборта или какому-то другому непроизвольному случаю, из-за чего человек в мир не родился, — все это без воли Божией не происходит. Поэтому, говоря о неродившихся или во чреве матери убиенных младенцах, мы не имеем в виду, что они вовсе жизни вечной не причастны или находятся в состоянии осуждения. Святитель Григорий Богослов и другие отцы Церкви затруднялись выносить определенное суждение об участи родившихся и умерших некрещеными младенцах, то же самое относится и к тем, кто по неведомым нам путям Божиим в этот мир не родились.

Как правило, крещение младенца происходит на сороковой день от рождения, а имя дается на восьмой. Есть ли в этом какой-то смысл?

Наречение имени на восьмой день — это ветхозаветный обычай, восходящий еще ко временам «Второзакония» и усвоенный Православной Церковью. Но какого-то церковного установления крещения на сороковой день нет, это скорее практика нового времени, XX века, связанная с тем, что до сорокового дня Церковь удерживает женщину-родительницу от вхождения в храм по причине ее естественной женской слабости и послеродовых немощей и истечений, которые в это время у нее бывают. И первое после перерыва вхождение матери в храм сопровождается чтением особых очистительных молитв, до прочтения которых она не должна присутствовать на богослужениях. Эти молитвы напоминают нам о ветхозаветных установлениях, по которым младенец приносился в Иерусалимский храм на сороковой день. Как мы знаем, Сретение Господне также произошло именно в этот день, в соответствии с законодательством Моисея.

Но непосредственно ко дню крещения не нужно относиться буквально, можно крестить младенца чуть позже, чуть раньше. Прежде, когда храмов было много и они были близко от дома, крестные могли дойти до ближайшего прихода и без присутствия матери крестить младенца при наречении имени. И сейчас иногда по желанию родителей мы крестим ребенка до сорокового дня. Особенно когда есть хоть какая-то опасность здоровью ребенка. А если есть угроза его жизни, то можно крестить и в первый, и во второй, и в третий день по рождении.

Чем руководствоваться при выборе имени для своего ребенка?

Желательно руководствоваться критериями более глубокими, чем просто сочетание имени и отчества в некоем фонетически привлекательном созвучии. И родители-христиане, не желая доставить сыну или дочери излишних жизненных скорбей, особенно в детстве, из-за слишком экстравагантного имени, прежде всего постараются найти своему ребенку небесного покровителя, которого бы он мог чтить и которому все они отныне станут сугубо молиться. Не случайно очень часто, что хорошо известно по истории Церкви, люди были названы в честь тех угодников Божиих, которые преимущественно были почитаемы в данной стране или в целом христианском мире и к которым можно относиться как к образцу для следования за ними. Кроме того, многие родители дают имя ребенку из списка тех святых, память которых совершается на восьмой день после его рождения. Бывает, что выбор имени определяется благоговейной памятью о тех или иных усопших близких, дедушках, бабушках, прадедушках, прабабушках или некоей семейной традицией, скажем, старшего сына в семье нарекать определенным именем, традицией, связывающей человека с его предками. В любом случае, если за наречением имени стоит серьезное побуждение, а не просто вкусовые и эстетические предпочтения родителей, то этот выбор Церковью будет одобрен и для ребенка, окажется полезным.

Житие святого, имя которого ты носишь, каким-то образом определяет твою жизнь?

Да, только не в смысле астрологических представлений о знаках зодиака, которым чуть ли не поклоняются неоязычники и безбожники, а в том смысле, что мы верим, что ничего случайного в нашей жизни не бывает. Поэтому неудивительно, что христианин или христианка постараются в лике, в житии, в подвиге святого, имя которого он или она носят, увидеть нечто, с чем необходимо найти сообразность и в своей жизни.

Как выбрать крестного для своего ребенка?

Разумнее начать с того, как крестного не нужно выбирать. Самое главное — не руководствоваться любыми нецерковными соображениями: социальной престижностью, статусом, родством, удобством или неудобством, приятельскими отношениями… То есть выбирать крестных надо не по формальным и не по светским критериям. И значит, забыть о правилах семейной вежливости, о том, что такой-то двоюродный дядя или такая-то троюродная сестра очень хотят стать крестными твоего ребенка, забыть о тех или иных выгодах, которые могут проистечь, если его крестным сделать своего начальника или какого-то богатого человека, который, как известно, с щедростью о крестниках заботится. Такого рода посторонние соображения нужно сразу же отмести и искать крестного-молитвенника, то есть сознательно верующего православного человека, желательно в достаточно дружеской близости к вам находящегося, который бы действительно мог ответственно-молитвенно, а в идеале еще и жизненно-организационно помогать в воспитании детей. Последнее не всегда возможно да не всегда и нужно. Поэтому прежде всего ищите в крестном и крестной молитвенников, а уже потом — практических помощников по хозяйству. Или на одного из них больше надейтесь как на молитвенника, а на другого как на помощника в практических попечениях о своем крестнике. Хотя и этот крестный должен не только помогать родителям в житейских нуждах, но и помогать им в христианском воспитании ребенка. Поэтому родителям необходимо трезво подойти к тому, чтобы крестный был таким человеком, с которым они надеются на длительное и стабильное продолжение своих собственных отношений, когда нет мировоззренческих или каких-то иных сущностных расхождений, в силу чего в будущем может оказаться разорванной и связь между крестником и его восприемником.

У крещаемого сколько должно быть крестных?

Если обратиться к церковным установлениям, то в строго каноническом смысле крестным является восприемник того же пола, что и сам ребенок (то есть для девочки — крестная мать, а для мальчика — крестный отец). Но по многовековому обычаю, не только нашему русскому, а и других Поместных Православных Церквей, установилось, что у ребенка есть два восприемника, чаще всего — крестный отец и крестная мать. И между восприемниками, ребенком и его родственниками устанавливаются отношения духовного родства. Отношения же самих крестных, не будучи освященными по букве и по духу канонов, расцениваются по церковной традиции тоже как отношения духовного родства. Так что муж и жена, жених и невеста, или двое, еще не планирующие вступить в брак, но уже близко подошедшие к этому решению, не должны быть крестными одного и того же человека. Поэтому при выборе крестных родители должны проявлять разумную осторожность и деликатность и думать не только о благе собственного ребенка, но и о благе для его восприемников.

Правильно ли в крестные младенца выбирать пожилых людей?

Я думаю, что возраст никак не должен останавливать. Молитва-то никогда не отнимется у крестного, в том числе и за порогом земной жизни.

Несовершеннолетний тоже может быть крестным?

Это скорее зависит не от физического возраста человека, указанного в его документах, а от духовного. Поэтому и родителям, выбирающим восприемника для своего ребенка, нужно исходить не из написанного в бумажке, даже с официальной печатью, а из того, сможет ли этот несовершеннолетний христианин в будущем оказаться для другого, еще более юного — младенца помощником на пути его духовного возрастания. На практике знаю таких, которые и в 13 и в 14 лет оказывались прекрасными крестными.

А родители могут быть крестными?

Ни родной отец, ни родная мать не должны быть крестными своего ребенка. Церковные канонические авторитеты не рекомендуют восприемников по прямой линии родства, потому что здесь совпадают начала родства плотского и духовного. Не вполне разумно выбирать крестных и из родственников по прямой восходящей линии, то есть из дедушек и бабушек. Вот тети и дяди, двоюродные бабушки и дедушки — это косвенное родство.

Имеет ли право верующий человек отказаться стать крестным?

Да, конечно. Соглашаться быть восприемником нужно, во-первых, по трезвому рассуждению, а во-вторых, при наличии какого-то сомнения и недоумения, предварительно посоветовавшись с духовником. В-третьих, у человека должно быть разумное количество крестников, не двадцать и не двадцать пять. Так можно и молиться забыть о некоторых из них, не говоря о том, чтобы с днем Ангела поздравить. А уж порадовать теплым звонком, письмом такое количество крестников совсем непросто. Но ведь с нас спросится, что мы делали и как мы заботились о воспринятых нами от купели. Поэтому, начиная с какого-то момента, лучше положить себе предел: «Для меня достаточно и тех крестников, какие уже есть. Как бы мне хоть о них суметь позаботиться!»

Должен ли крестный как-то воздействовать на маловоцерковленных родителей, которые его крестника не приобщают к церковной жизни?

Да, но скорее не лобовой атакой, а постепенно. Время от времени напоминая родителям о необходимости регулярного приобщения ребенка Святых Христовых Тайн, поздравляя крестника, в том числе и самого маленького, с церковными праздниками, приводя разного рода свидетельства о радости церковной жизни, которую нужно стараться вносить даже в жизнь малоцерковной семьи. Но если родители, несмотря ни на что, препятствуют воцерковлению своего ребенка и объективность такова, что пока это труднопреодолимо, то в данном случае главным долгом крестного должен стать долг молитвы.

Надо ли крестному, который редко видится со своим крестником, его родителям на это указывать?

Это зависит от ситуации. Если речь идет об объективной невозможности, связанной с удаленностью по жизни, загруженностью жизненными или профессиональными обязанностями, другими какими-то обстоятельствами, то скорее нужно просить восприемника не оставлять в молитвах своего крестника. Если же он действительно очень занятой человек: священник, геолог, преподаватель, то как бы вы его ни сподвигали, он не сможет встречаться со своим крестником часто. Если же речь идет о человеке, который просто ленится в отношении своих обязанностей, то тому, кто является для него духовно авторитетным лицом, уместно было бы напомнить о том, что грех оставлять свои обязанности, из-за невыполнения которых всякий будет истязай на Страшном Суде. И Церковь говорит, что каждого из нас спросят о тех крестниках, за которых мы во время Таинства крещения отрекались от лукавого и обещали помогать родителям воспитывать их в вере и благочестии.

Так что по-разному может быть. Одно дело, если, к примеру, крестную мать родители не допускали до ребенка, то как она может быть виновата в том, что он далек от Церкви? А другое дело, если она, зная, что стала восприемницей в малоцерковной или невоцерковленной семье, при этом не предприняла никаких усилий, чтобы сделать то, что не могли сделать родители по своему маловерию. Безусловно, она несет за это ответственность перед вечностью.

По брошюре «Последняя крепость. Беседы о семейной жизни.»
Москва. Издательство храма святой мученицы Татианы, 2004.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели