Иоакимо — Анновский  храм  Можайска

Я им нужен

Прихожу домой поздним вечером. С порога: «Спят?». Жена: «Ага, уложила». Уфф. Можно заходить. Иногда еще не спят, хотя уже поздно. И тогда я ору, чтобы быстрее укладывались. Я понимаю, что так не правильно, что нормальный отец так не делает. Но после работы, а потом еще и пробки длиной в полвечера, я уже ничего не могу. Нет, иногда я нормальный. Я могу и книжку почитать, и поговорить. Как день прошел? Что в школе было? Ооо, это ты сам нарисовал?! Но это редко.

Работа – вещь интересная. Ее много не бывает. Иногда проклинаешь ее и раз в три месяца хочешь всё бросить, уволиться и уехать на Гавайи. Или в тундру. Один. Или лучше с женой. Ну, а потом и детей забрать можно. Надо же их когда-то воспитывать. У меня три пацана. И две дочки.

Да, работа. Так вот, у нее есть странное свойство. Она забирает всего тебя. Все твои мысли, стремления. Ты ложишься спать с мыслями: «Как там объект?», просыпаешься с мыслью: «Что там прораб?» А когда в офисе, так вообще ни о чем другом думать не можешь: деньги туда, деньги сюда… кому еще денег? Где платежки? Где фура с гранитом? День закончился, едешь обратно, в пробке стоишь, а всё терзаешь мобильник: «Да где же эта фура, ёлы-палы?!»

Домой приходишь, в голове еще фура – это из сегодняшнего. А завтра совещание, надо и об этом подумать. Дверь открываю, смотрю – малой, ему еще года нет, бежит со всех ног-рук на четвереньках, улыбка до ушей: «па-па-па-па». Еще ведь даже «мама» не говорит, а уже «па-па»! И за что ж ты меня так любишь, голопузый ты мой, папка ж, гад, про тебя за весь день и не вспомнил ни разу! Потому что папка твой работает, семья-то большая, кормить надо. Аргумент? Еще какой аргумент. Но на душе от него как-то лучше не становится.

Иногда думаешь – что работа? Сожрет тебя, не заметишь. Пожует, пожует и выплюнет. Ты в нее можешь всю душу, все нервы вложить, а в ответ что? Ну, похвалят, ну зарплату повысят, ну, директором станешь. Ну, похвалили, повысили, вот я уже два года как директор. И что? Жить стало веселей? Куда там! Только проблемы сначала нагребаешь, потом разгребаешь. А по-другому сейчас не выживешь! Хочешь зарплату нормальную – паши! С утра до ночи. С другой стороны, когда пахать-то еще, если не сейчас, пока силы есть, пока молодой… Дом семье нужен? Нужен. Отпуск нужен? Еще как! Всё денег стоит. Правда, за отпуск этот не то что отдохнуть, а даже начать отдыхать не успеваешь. А может, это наше национальное свойство такое? Вот на Кипре были, обратили внимание – если видишь мужика на пляже в трусах и с телефоном, прижатым к уху, – стопроцентно русский. И точно, подходишь и слышишь: «Ну, чё вы там без меня решить ничего не можете? Ну я же в отпуске! Так что там с накладной?..» Я так же отдыхаю. Наверное, надо переучиваться. Брать пример с европейцев. Они встают рано, но в шесть вечера все рабочие номера выключены, не дозвонишься, все вопросы – на завтра. Сам видел в Швейцарии – с 18-ти до 19-ти у тебя в рабочем компьютере одна за другой отключаются все доступные сети. Всё! Нечего в интернете сидеть – иди к жене и детям! Мы не в том на них пытаемся равняться. Мы всё думаем: деньги, деньги, еще деньги, будем обеспеченными, как они. А люди уже давно не о том думают. Ну, не в таком количестве о том, по крайней мере.

Я тут недавно среди дня неожиданно дома оказался. Жена попросила сына из школы забрать. Пошел забирать. Ну, не знаю, смеяться в этом месте или плакать… В общем, мы с моим пацаном не узнали друг друга. Да нет, всё не так плохо вроде, не то что мы редко видимся. Просто он не ожидал, что я за ним приду, искал в толпе маму. А я просто не знал, в какой куртке и шапке он ходит. Жена, правда, просмеявшись, сказала, что он в этой куртке уже второй год ходит. Смешно вроде, но всё равно, как-то не по себе было.

А год назад, когда у меня по работе была полная запара, и я приходил каждый день в час-два ночи, вдруг узнал, что дети кошку завели. В квартире! Нет, я всё понимаю, но ведь они – ни жена, ни дети – даже не спросили меня, что я об этом думаю! Два года назад из-за хомяка целое совещание устроили, а тут… А жена еще говорит, ты, мол, так редко дома бываешь, что если б дети тебе не сказали, ты бы и через месяц эту кошку не обнаружил. Это не так, конечно. Но в тот момент я четко понял, что пока я там, на работе, что-то бесконечно разгребаю, семья уже живет какой-то своей жизнью. Дети ходят на какие-то занятия, если напрягусь, то даже вспомню, на какие….

А дети-то растут. Иногда страшно становится. Пока я тут кручусь, они совсем вырастут. И вот так однажды очнешься, а вокруг тебя – какие-то почти незнакомые люди. В собственном доме, который ты для них же и заработал! Раньше, когда мне жена говорила, что надо бы больше семьей заниматься, я рассказывал ей историю, которую вычитал в чьих-то мемуарах. Там такая фраза была, что-то вроде: «Меня воспитала узкая полоска света из-под двери кабинета моего отца». И друг, который всё время в длительных командировках, мне как-то сказал: «Что толку с того, что я перестану быть собой, брошу любимую работу, засяду дома и начну воспитывать? Да я через полгода стану сам себе неинтересен. И что я тогда смогу дать своим детям?» Со всем этим я в общем-то согласен. Но есть и другое. Другому моему другу священник сказал: «Многодетный отец должен быть дома». И в этом тоже правда.

Ладно, когда дети маленькие, пеленки, памперсы – не мужская забота. Но вот пацаны подросли, и я вдруг понял, что я им нужен уже не как фактор наличия, а как фактор участия в их жизни. А меня дома нет. Я на работе. И это уже давно. С годами ничего не меняется. Мой старший уже лет семь гоняет на велике. А кто его научил? Я? Куда там – мама его учила. И тормозить, и поворачивать, и с горы спускаться.

Нет, всё, конечно, не так уж плохо. Я их всех на лыжи поставил – и на горные, и на беговые. И путешествуем всё время вместе, и в поход ходили, когда младшему было всего полтора. Но чувствую сам, что этого мало. По пустоте в душе. И еще по тому, что ни от чего другого не чувствую нужной отдачи. На днях сына научил плавать кролем и нырять так, чтоб при входе в воду брызг вообще не было. Видел бы кто его счастливую мордаху! Никакая работа мне ничем таким живым, искренним не отплатит.

В последнее время всё мучает этот вопрос: что делать с работой? А надо что-то делать. Совсем не работать нельзя. Жить будет не на что. Да и неправильно это ни по отношению к себе, ни по отношению к детям. Но и жить работой тоже нельзя. А как ей не жить, если она тебя за зарплату и бонусы купила всего, с потрохами? Думаю, что выход всё-таки есть. Нужно, чтобы было свое, семейное дело. Чтобы оно было заточено под особенности семьи, и чтобы дети видели, что родители делают. И откуда деньги берутся. На этом можно детей взрастить, и в таком случае может и свет из-под двери кабинета воспитывать. А что может дать ежедневная и многолетняя картинка перед глазами: сначала папы долго дома нет, а потом мы тупо тратим то, что он заработал? Где и как он это заработал – за кадром. А ведь я мог бы своих детей многому научить. Особенно пацанов. Но ничего, очень надеюсь, прорвемся.

 

Андрей Земнов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели