Почему Христос не осудил фарисея, а лишь указал на то, что мытарь заслужил больше оправдания? Чему можно поучиться у того и другого – в беседе протоиерея Павла Великанова о евангельском чтении на сегодняшней литургии.
Евангелие от Луки. Глава 18, стихи 10-14:
10. Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12. пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14. Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Притчей о мытаре и фарисее мы вступаем в особый период жизни Церкви – недели подготовительные, которые готовят нас к периоду Великого поста.
Эта притча, казалось бы, очень простая. С одной стороны – высокомерный фарисей, с другой стороны – смиренный мытарь. Но на самой деле в этой притче есть огромная глубина.
Ведь Господь не осуждает фарисея. Он говорит о том, что мытарь уходит из храма более оправданным, нежели фарисей. И вполне понятно, почему Господь фарисея не осуждает – кто такой фарисей? Это человек, который всю жизнь отдал изучению и соблюдению закона Божия.
Он приходит в храм – величественный, удивительный шедевр архитектуры, которым восхищались все народы, где явным образом пребывала Слава Божия – как к себе домой. Здесь для него всё родное.
Вся его жизнь – в храме. Всё содержание его помыслов, его желания, его устремления – Бог и храм.
Он действительно понимает, что его жизнь удалась: у него нет таких тяжких грехов, за которые обличала бы совесть, ему незачем просить прощения как у окружающих, против которых он не согрешал, так и у Бога – с которым у него тоже всё в порядке.
Поэтому он стоит с высоко поднятой головой и благодарит Бога за всё то, что у него есть в жизни. И лишь контражуром – резким контрастом – выступает для него несчастный мытарь, который боится переступить порог храма, потому что понимает – он не просто человек, совершивший грех, он предатель.
Он же находится на службе ненавистного римского государства. И он не просто предатель, он – человек, который стал инструментом издевательства, унижения, изымания средств у своего же народа, за что, естественно, заслужил искреннюю ненависть со стороны окружающих.
Казалось бы – не место мытарю в храме. И в то же самое время мы видим, что он пошел в храм, видим, что он стоит на коленях, он практически лежит, он вжался в землю, потому что ему страшно. Он знает, что страшен Бог в гневе Своем. Он боится участи грешников.
И в то же самое время он не бежит из храма. Он понимает, что если не здесь, если не в храме, если не Бог – то у него больше никакой нет надежды вообще.
Смысл сегодняшней притчи, к которому нас призывает Церковь, предельно прост. Наш путь к Богу начинается не тогда, когда у нас всё хорошо и, в общем-то, когда наша жизнь вполне самодостаточна.
Наш путь к Богу начинается, когда нам плохо. Когда мы лишились всех тех искусственных подпорок, которыми мы так любим ограждать себя в жизни.
Когда у нас закончился наркоз удовольствий, которые часто закрывают от нас видение самих себя – и мы стали лицом к лицу с неким моментом истины, с некой абсолютной реальностью, которая нас вовсе не хвалит, не гладит по головке, а осуждает. И мы чувствуем, мы ощущаем тот страшный суд, который вот-вот готов над нами совершиться.
И вот только тогда нам становится нужен Бог. Нам становится нужен Спаситель. Нам становится жизненно необходим Христос. Без этого, пока этого нужно в нашей душе не появилось, всё остальное может быть красивым, но пустым сотрясением воздуха.
Дай, Господи, чтобы пример мытаря, научил нас жаждать спасения Божьего, а пример фарисея научил не осуждать тех, кто идет совсем по другой дороге, но рядом с нами.
Протоиерей Павел Великанов