Приближается, душе, конец, приближается, и нерадиши, ни готовишися, время сокращается, востани, близ при дверех Судия есть. Яко соние, яко цвет, время жития течет: что всуе мятемся?(Понедельник 1 седмицы Великого поста, из 4 песни Великого канона)
Более 30 лет назад мы с женой попросили дружественного иеродиакона задать старцу Кириллу (Павлову) – духовнику Троице-Сергиевой лавры – вопрос: действительно ли скоро будет Конец света?
Тогда было очень много разговоров о природных катаклизмах, землетрясениях, цунами, вулканах, потопах, засухах, пожарах, эпидемиях, неизлечимых болезнях, а главное – техногенных катастрофах (в те годы, например, была в Индии авария на химическом заводе, которая одномоментно лишила жизней 3 тысячи человек, а потом еще 15 тысяч). И это не считая криминальных насилий, войн, террористических актов, эпидемий самоубийств.
Старец ответил очень просто: в старости человек подвержен множеству болезней, так и наша Земля давно пережила молодость и зрелость, а сейчас явно проявляет признаки старения, отсюда и болезни – катаклизмы и катастрофы. И так же, как человек губит в молодости свое здоровье вредными привычками и страстями, а потом в старости страдает от болезней, ускоряющих естественную кончину, так и человечество ныне переживает воздаяние и возмездие за потребительское отношение к природе и земным недрам.
По-моему, гениально.
Становится абсолютно понятным то, что написал церковный поэт и богослов 8 века святитель Андрей Критский в своем покаянном каноне: время сокращается.
Разговор о сокращении времени особенно стал популярным за пределами церковного сознания на рубеже 20 и 21 веков. Ученые стали изучать этот феномен и выявили, что сегодня сутки вмещают в себя от 16 до 18 часов, а не 24, как раньше. Существует множество прямых и косвенных исследований на эту тему. Например, изучая «хроносферу», один из исследователей отметил явное понижение интенсивности радиоактивного распада атомов, ядерных и химических реакций.
Когда-то, в 1960-е годы, один из моих любимых культурологов Маршалл Маклюэн написал несколько книг, в которых описал эволюцию цивилизации как «внешнее расширение человека». Достижения нашей цивилизации он видел в продолжении функций жизнедеятельности человека – его зрения (фото, кино, ТВ), слуха (грамзапись, радио, телефон), мыслительных процессов (книгопечатание), ног (автомобиль, ж/д, авиаперелеты), рук (станки) и т.д. Что бы он сказал, когда бы увидел создание роботов и интернета?
Однако в те же десятилетия стала развиваться противоположная теория, связанная с «хронофагами» (пожирателями времени), сокращающими жизнедеятельность человека, в том числе и благодаря техническим средствам коммуникации, например, телевидения и интернета.
Другие философы и мыслители буквально кричат о явном суицидальном характере нынешней цивилизации.
Впрочем, о духовных пожирателях времени мы знаем еще из Священного писания – практически все грехи и страсти человека приводят к духовному (и не только) самоубийству.
Как не вспомнить царя Соломона с его «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – все суета!» Особенно люблю: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».
И еще три высказывания, о которых стоит задуматься.
«С 1914 года время как-то уплотнилось и стало протекать скорее. Апокалипсические ожидания объясняются именно сгущением времени…» (А.Ф. Лосев).
«Мы, очень многие, помним, как существовали лет шестьдесят тому назад границы во времени: было утро, полдень, день, вечер. Всему было свое время, будто кто-то медленно, тихо, благоговейно вращал стрелку времени по циферблату часов. Где это все ныне? Теперь этого нет!» (Архимандрит Иоанн Крестьянкин).
«День будет вращаться как час, неделя как день, месяц как неделя, и год как месяц. Ибо лукавство человеческое сделало то, что и стихии стали напряженными, начали еще более спешить и напрягаться…» (преп. Нил Мироточивый, 17 век).
Протоиерей Владимир Вигилянский