Христос вместе с учениками входит в Иерусалим. В возхдухе высокое напряжение. Ученики чувствуют, что что-то близится страшное, неотвратимое и трагическое. Они понимают, что ярость иудеев достигла предела, и просто так это не закончится.
И вот Спаситель Сам начинает рассказывать Своим ученикам о том, что Его ждет впереди, что Его ждет предательство, Его ждут мучения, Его ждет мучительная смерть. В этот самый момент ,когда слова Христа Спасителя больно ранят и без того беспокойные сердца учеников, двое из них, Иаков и Иоанн, подходят к Нему с, казалось бы, совершеннейше странной и неуместной просьбой – сесть в Его Царствие справа и слева от Него.
Евангелие от Луки
10.32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что́ будет с Ним:
10.33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам
10.34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
10.35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.
10.36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?
10.37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
10.38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
10.39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;
10.40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано.
10.41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
10.42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
10.43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будем вам слугою;
10.44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
10.45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
Сама эта просьба выдаёт учеников, как говорится, с головой. Они краем уха слышат о том, о чём им говорит Христос, а на самом деле увлечены совершенно другими вещами. Они знают, что сейчас Христос войдет в Иерусалим как царь и они ожидают того самого воцарения, которого ждали так долго.
Они не слышат слов Христа о муках, о предательстве, они не понимают и вытесняют это куда-то на самый-самый дальний край своего сознания. В ответ на просьбу учеников Христос задает им вопрос: «А можете ли вы пить чашу, которую Я пью и креститься крещением, которым Я буду креститься?». Ученики, не раздумывая, сразу же отвечают: «Конечно же, сможем!», не догадываясь о какой чаше и о каком крещении идёт речь.
В ответ Спаситель им говорит: «И чашу Мою будете пить, и крещением Моим будете креститься, но сесть одесную или ошуюю, то есть справа или слева, в Царстве Отца Моего – не от Меня зависит, но только тому, кому уготовано Отцом».
Услышав этот разговор, другие ученики начинают негодовать. «Да кто вам дал право обращаться к Учителю с подобными странными вопросами?».
Христос мягко, как любящий Отец, снимает начинающееся раздражение, и говорит им: «Между вами не должно быть так, как обычно ведут себя люди мирские, далекие от Бога. Но тот, кто хочет быть первым, да будет всем слугой, ибо Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить другим и спасти погибших».
Сегодняшнее Евангелие призывает нас задуматься о том, что житейская мирская иерархия ценностей и Божественное прямо противоположны. Обычный человек ищет богатства, почестей, званий, уважения, но истинный христианин ищет совершенно другого. Он ищет возможности быть подражателем Христу в своей жизни, научиться у Христа не жалеть самого себя, служить Богу и ближним без остатка до конца.
Апостол Павел говорит, что нам дано как великая милость не только веровать во Христа, но и страдать за Него, поэтому каждое наше жертвенное действие, каждый акт жертвенности по отношению к ближним для нас является ничем иным как свидетельством того, что слова Христа для нас – совсем не пустой звук.
Протоиерей Павел Великанов
Источник: http://www.pravmir.ru/