Чему учит нас исцеление расслабленного? Евангельское чтение сегодняшней литургии комментирует протоиерей Павел Великанов.
Евангельское чтение, которое мы только что слышали, повествует нам об исцелении расслабленного – человека, который на протяжении многих десятков лет находился у Овчей купели.
Евангелие от Иоанна. Глава 5, стихи 1-15:
1. После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
2. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
3. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
4. ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
5. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
6. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
7. Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
8. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
9. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
10. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
11. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
12. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?
13. Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
14. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
15. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
И трудно себе даже представить, что переживал этот человек, который десятилетиями наблюдал, как другие, более шустрые, более проворные, не так тяжело болящие оказывались первыми у купели и получали исцеление.
Наверное, в его душе было много разных переживаний. Была и скорбь, и отчаяние, и ропот. И в этот момент рядом с ним оказывается Христос.
Конечно, этот несчастный не знает, что перед ним за Человек. Он всего лишь надеется, что, может быть, от этого Человека будет больше сострадания, чем от окружающих.
Услышав вопрос Христа, желает ли он исцелиться, расслабленный отвечает: «Конечно, хочу. Да только нет у меня человека, который бы отнес меня в купель, когда воду в ней возмущает ангел».
В ответ Христос Спаситель говорит ему: «Встань, возьми постель свою и иди в дом твой».
Сегодня мы очень много слышим о важности расслабления, важности внутреннего комфорта, внутреннего покоя, отсутствия какого бы то ни было напряжения в нашей душе.
Но в то же самое время Евангелие свидетельствует о противоположном – о том, что настоящая жизнь есть всегда напряжения между двумя полюсами: с одной стороны – невозможность жить в этом мире, по тем законам, которые противны божественному замыслу о мире и человеке. С другой стороны – другой полюс этого напряжения: неизбежность для христианина жить в этом мире.
И вот между этими двумя полюсами – невозможности жить по-мирски и неизбежности жить в этом мире – проходит вся жизнь христианина. Но это напряжение в жизни христианина становится плодотворным, плодоносным. Оно дает тот самый мощный импульс постоянной работы над самим собой, постоянного поиска преодоления этого напряжения, который помогает нам становиться другими. Отрываясь от этой жизни еще здесь, на земле, жить так, как если бы мы были уже там – в Царстве Небесном, со Христом.
Помоги же нам, Господи, в эту неделю, когда мы вспоминаем исцеление расслабленного, быть внутри себя всегда в определенном напряжении, но напряжении не стресса, не искусственного конфликта ложных ценностей, а напряжении, которое жаждет всегда быть с Тобою, даже тогда, когда это не всегда комфортно для нашей души.
Протоиерей Павел Великанов
Источник: http://www.pravmir.ru/