После исцеления Христом слепого иудеи оказались в затруднительном положении – чудо, но и нарушение субботы. А как нам не ошибиться, как не пойти за своим сердцем, которое не всегда может говорить правильно? О сегодняшнем евангельском чтении рассуждает протоиерей Павел Великанов.
Евангелие от Иоанна, Глава 9; Стихи 1-38
9.1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
9.2 Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
9.3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
9.4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Ин 4, 34. Ин 12, 35.
9.5 Доколе Я в мире, Я свет миру. Ис 42, 6. Ин 1, 5. Ин 8, 12.
9.6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, Ин 11, 37.
9.7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Неем 3, 15.
9.8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
9.9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
9.10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
9.11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
9.12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
9.13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
9.14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
9.15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
9.16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Ин 7, 43.
9.17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Лк 7, 16. Ин 4, 19.
9.18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
9.19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
9.20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
9.21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.
9.22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Ин 12, 42.
9.23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.
9.24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
9.25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
9.26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
9.27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
9.28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
9.29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Исх 3, 6.
9.30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
9.31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. Притч 15, 29. Ис 1, 15. Мих 3, 4.
9.32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Ис 42, 7.
9.33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
9.34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
9.35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
9.36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
9.37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
9.38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
Исцеление слепорожденного — один из самых ярких эпизодов всей евангельской истории. Наряду с воскрешением праведного Лазаря — это то самое чудо, которое, в том числе, послужило причиной решения иудеев о необходимости убить этого чудотворца и проповедника — Христа.
Повествование начинается с вопроса учеников в отношении человека, который родился слепым: «Кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым?». Очевидно, этот вопрос с подвохом, ведь понятно, что не мог ребенок согрешить, еще не будучи рожден. Однако Спаситель выводит вопрос совершенно в иную плоскость. Он говорит: «Ни он не согрешил, ни его родители, но это произошло только, для того чтобы явились дела Божии».
Происходит исцеление. Такого исцеления еще не знала человеческая история, чтобы кто-то, рожденный слепым, вдруг прозрел. Иудеи оказываются в очень непростой ситуации. С одной стороны, явное чудо. С другой стороны, точно такое же явное нарушение субботнего покоя.
Интересно, какой выход находят иудеи из этого, казалось бы, неразрешимого противоречия. Они говорят: «Не от Бога этот человек, поскольку он субботу нарушает». Мы часто слишком много уделяем внимания нашему разуму, мы думаем, что всегда поступаем исключительно грамотно, правильно, обдуманно, разумно.
Случай с иудеями показывает, что гораздо чаще мы оказываемся водимыми состоянием нашего сердца, нежели представлениями нашего разума. Именно это объясняет ту самую потрясающую духовную слепоту иудеев, которые, видя перед собой самого Мессию, совершающего неслыханные чудеса, не верили в Него и искали любые поводы, чтобы поймать Его на слове, чтобы укорить Его, в конечном итоге — убить.
Неспроста Православная Церковь так много говорит о важности очищения сердца от страстей. Сердце — это то самое средоточие нашей жизни, которое определяет многие наши поступки. Самолюбивое, грехолюбивое сердце всегда будет выискивать любые причины, для того чтобы оправдать свое поведение.
И напротив того, сердце жалостливое, милостивое, щедрое, открытое всегда найдет пути, чтобы оправдать другого человека, чтобы найти выход в самой, казалось бы, неразрешимой ситуации.
Помоги же, Господи, нам всякий раз, когда мы оказываемся лицом к лицу с очевидным добром, с очевидной святостью и чувствуем в своем сердце противление этому, остановиться и очень серьезно задуматься. Задумавшись, понять, что вызывает смущение в нашем сердце, и бежать на исповедь, стремиться к покаянию, чтобы вырвать из нашей души все то, что противиться Богу.
Протоиерей Павел Великанов
Источник: http://www.pravmir.ru/