В Священном Писании, в достаточно обширном зачале, есть выражение, касающееся брака: «а жена пусть уважает своего мужа» (Еф. 5:33). Здесь, в слове «уважает» каждый может увидеть отблеск господствующего положения мужчины в обществе первого столетия.
Но все же, уважение к другому человеку как к личности не является закономерным превосходством того человека, к которому оно проявляется. Уважение, прежде всего, выражается к Богу, а поскольку Бог и Его творение тесно связаны, то уважение относится и к творению тоже. О подобном уважении к другой жизни учил Альберт Швейцер. Следовательно, существует должное уважение к тем, кто создан по образу Божию. Уважение должно быть таким, какое муж проявляет к своей жене, если ее «любит как самого себя» (Еф. 5:33).
И хотя уважение к людям должно выражаться во всех отношениях, но оно особенно должно проявляться в браке, где двое сочетаются во единое целое, как то сказано в Писании как «плоть едина». Без взаимного уважения это единство может наполнится ненавистью.
Переоценка уз брака – это фактически переоценка понятия взаимного уважения супругов в среднем возрасте. Семейная жизнь отличается в зависимости от каждого конкретного брака, но уважение супругов друг к другу основывается на ключевых аспектах, касающиеся их семейной жизни.
Первое: существующее разногласие между супругами должно быть преодолено, если это необходимо. Уважение – это, когда супруги видят один в другом личность, уникальность этого человека, с его очарованием и особенностями, которые его отличают от какого-либо другого человека, а не формального исполнителя семейных обязанностей. Уважение является основой для радости, когда другой человек находится рядом; уважение – это движимая сила для супругов, чтобы все творить вместе с радостью.
Второе: уважение к другому – это наше старание улучшить отношение к тому, кто имеет прямое отношение к нашим чувствам и переживаниям. Если есть какие-либо проблемы в отношениях, и вы хотите улучшить положение вещей, то диалог, в этом случае, может быть подходящим средством.
Третье: уважение к другому означает, что я принимаю его недостатки в наших взаимоотношениях как таковые, что имеют место быть, но это не должна быть критика оправданных причин. Если наши перфекционистические взгляды вынуждают нас намного серьёзнее относится к недостаткам другого, то мы теряем чувство радости, и в данном случает существует большая опасность, что наша самонадеянность сделает нас грубыми.
И последнее, уважение супругов друг к другу означает, что мы делаем немаловажные шаги в среднем возрасте, как бы перебирая «старые пластинки», накопившиеся за предыдущие годы и мешающие начать новую страницу в наших отношениях. О. Бальзак сказал, что: «брак должен постоянно одолевать зверя, который его разрывает, а имя ему – привычка». Средний возраст – это время испытаний новых вещей в вашем браке, преодоление сопротивления к изменениям, время «всему верить и на все надеяться» (1-е Кор. 13:7). Все в ваших силах, если вы хотите, чтобы ваш брак стал новым творением.
Брак – это некий «тандем», развитию которого будут содействовать совместные решения и обсуждения в вашей семье. Прислушивайтесь внимательно друг к другу! Обыденное недовольство в внутри семьи – это причина того, что супруги не слышат друг друга. Обсуждая совместно возможности вашей семьи, вы сможете принять такие решения, которое никто бы из вас двоих не смог бы принять. Если решение будет принято взаимно, то более вероятно, что вы вместе положите начало его реализации. Ваше совместное обсуждение – это путь к тому, чтобы существенно сблизится друг с другом. Совместное обсуждение – это очень важный «эроген» в чувствах супругов. Семейная пара должна посвящать своему браку все свое время, силы и любые начинания, дабы и далее поддерживать семейное единство, даже дети покинули отчий дом. Благодаря открытому диалогу в деликатных вопросах, ты, возможно, поймешь, что становишься «обороняющимся». Если ты как большинство из нас, тогда ты должен ожидать, что ты и в тебе проявится эта «обороняемость». Наша «обороняемость» обычно закрывает те места, где мы являемся более уязвимыми и непримиримыми. Но когда мы это осознаем, мы сможем отбрести источник для нашей веры, чтобы противопоставить его нашей «обороняемости».
О. Филофей Фарос «Половина пути», изд. Армос
Перевод с новогреческого: редакция «Пемптусия»