Почему именно праздник Пятидесятницы называют днем рождения Церкви? Когда мы можем сказать, что это также и наш личный праздник — размышляет протоиерей Константин Камышанов.
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмый день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
Какой странный этот Божий покой Седьмого дня.
Во время «покоя» Господь раскаивается о своем создании и творит потоп, Дух Святой вселяется в Деву Марию, является над Иорданом и в Сионской Горнице. Второе Лицо Троицы сходит на землю, принимает плоть и, наконец, терпит ужасную смерть на кресте.
Ничего себе покой! Если это покой, то что тогда не покой?
Совершенно очевидно, что покой был отменен после грехопадения и мир начал развиваться по запасному варианту. Целью и причиной этого переформатирования мира стал человек.
Первоначально он был создан по подобию Божию, которое сохранялось до грехопадения. После изгнания из Рая Господь захотел вернуть человеку способность быть похожим на Бога. Церковь так свидетельствует об этом:
Когда мы приступаем к таинству миропомазания, священник над нами произносит следующие слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь».
Об этом напоминает нам тайная молитва священника на литургии:
– Да будет благоприятной Тебе жертва наша, и да снидет благой Дух благодати Твоея на нас, и на предлежащия Дары сия, и на всех людей Твоих.
– Еще приносим Тебе словесную эту и безкровную службу, и просим, и молим, и умоляем, низпосли Духа Твоего Святаго на нас и на предлежащия Дары сия.
Об этом напоминает нам молитва перед самым пресуществлением даров, лежащих на престоле, когда священник, воздев руки горе, молится так, что его видят и слышат все христиане:
– Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся.
Как все это напоминает нам день Пятидесятницы и вежливую просьбу Святого Духа позволить Ему вселиться в нас!
Стоит обратить внимание на характерную особенность поворотных моментов истории отношений Бога и человека – сошествие Святого Духа. Он входит в мир первым и приготовляет его к изменению.
Так было с Девой Марией. Так было с апостолами. Дух Святой как бы готовит горницу Господу. И только после этого в новую храмину вселяется сам Бог.
Так произошло и с апостолами. Так было и с нами. Святой Дух, вселившись в нас, приготовил чистую горницу для Христа. И Бог уже было хотел туда войти, как случилось неожиданное – многие из нас отказались впускать туда Хозяина.
У Бога никогда не ослабевало желание достучаться до нас и войти в храмину нашей души через дверь сердца и тем самым вернуть нам утраченное богоподобие.
Но человек настойчивость Творца принял неожиданно неадекватно. Раз Бог так старается, значит, Ему это сильно нужно. Если Ему нужно, то я могу покапризничать, поспорить, потребовать условий и даже отказаться, если эти условия мне покажутся невыгодными.
Что же, Бог дал человеку историческую возможность насладиться своей волей и грехопадением, своим горем и одиночеством, своей глупостью и слепотой в надежде, что намаявшись сам с собой, человек догадается вернуться к Тому, с Кем он был счастлив. И часть людей это осознали в полной мере.
Эти новые люди добровольно приняли от Бога новые права и новую степень ответственности. Их общность образовала Церковь – новый народ Божий.
Смысл существования народа Божия состоит не в обязанности руководить другими народами в деле спасения, а в том, что в нем собирается утраченный образ Адама. Как мозаика складывается из разноцветных маленьких кусков смальты, так образ Адама восстанавливается из множества святых и праведных людей. Каждый из святых в чем-то свят, а в чем-то не совершенен, но собранные вместе святые образуют Церковь, которая в целом непогрешима.
Восстановление образа Адама в человечестве началось в день Пятидесятницы. Человек и Бог вместе перевернули великую страницу истории мира. В этом единении со стороны Бога приняли участие все три лица Троицы. Печать на Новом Завете была поставлена Святым Духом в Сионской горнице.
Не только апостолам, но и всем нам было предложено стать участниками Нового Завета.
Мы все, это понимая умом, живем странно. Наша степень невежливости или нахальства по отношению к Богу зашкаливает. Мы просим прав без ответственности. Кому-то хочется летать, кому-то блаженствовать в безделии или докучать Богом болтовней. Кому-то хочется знать языки ангельские или видеть гад морских подземный ход и понимать язык трав. Но как-то так, чтобы с выгодой для себя, как Симон-волхв.
Но что еще удивительней – многие не понимают цену милости Божией. На литургии мы неоднократно просили и умоляли дать нам преобразиться, как дары, лежащие на престоле, и стать живой просфорой. И Церковь свидетельствует о готовности Бога пойти нам навстречу возгласом: «Святая святым». Здесь «Святые» – это мы, а «Святая» – это нам.. И Бог дает, а мы не берем. Апостолы приняли, а мы нет.
Две тысячи лет дары готовы к выдаче в любую минуту, каждому, кто потрудился – непрерывно, ежедневно и ежеминутно, а мы ухитряемся или не заметить, или отвернуться от чуда.
В результате нашей вздорности и поразительного легкомыслия мы остаемся рабами, а не сынами Божиими. Нас не меняет ни храм, ни молитва, ни посты.
Причина косности – в эгоизме и страх расставания со смертельной сладостью первородного греха. Вместо жизни с Богом мы выбираем сомнительное сокровище и прелесть Адама.
Но если я не принимаю Бога, то зачем пришел в храм? А если принимаю, то почему не живу светло и просто?
Но этот парадокс почему-то нас не тревожит. Более того – во дни в церковных праздников мы ликуем с какой-то поразительной непосредственностью и «удивительной» радостью, непричастной к Богу. И как-то все это нам кажется правильным и нормальным.
Наше изменение и приближение к Богу – есть единственный смысл жизни. Суть этого изменения – в нашем желании любить, то есть быть ближе к Богу. Любить не абстрактно и не в пустом пространстве, а быть связанными любовью как с Небесным Отцом, так и с Его чадами – нашими братьями.
– Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе, и нас, Твоих верных рабов к Себе тем крепко связав, творити заповеди Твоя и друг друга любити нелицемерно сотвори…
Заметим эту характерную особенность христианства и его основания – союз любви. Все, что нас связывает в Церкви не этим союзом, – не от Бога. И все, что не наполнено любовью, не есть Церковь. А все, живущие без любви, кто угодно, только не христиане и к Церкви, соответственно, не имеют никакого отношения.
Бог реализовал запасной вариант развития тварного мира. Он изменил падший мир и дал ему возможность обожиться благодаря этому дополнению ко дням творения, человек обрел возможность быть с Богом не только в райском, но и в упрощенном теле. Новая, измененная Христом природа человека оказалась способна к восприятию в себя божественных свойств.
С чего начать свое личное обожение?
Кажется, что так просто увидеть себя перед Богом. Ведь человек так и задумывался, как собеседник и соработник Богу. Но, к сожалению, мы вместо торжествующего вместе с нами Бога замечаем лишь только внешнюю сторону события — службу, крестные ходы, собрания и трапезу.
Увлекаясь внешней стороной события, мы, часто, не замечаем главного участника праздника – Бога и Его желания видеть нас похожими на Него.
Божии праздники должны проходить перед лицом Бога и в Его славу. Праздник есть то время, когда все мирское стремится стать местом и средством присутствия Бога. В эти дни «тварное и видимое участвует в Божественной жизни, и между ними возникает «благодатное тождество».
Суть праздников – в напоминании того, что люди были призваны к жизни как носители Божественных субстанций. Или, если сказать проще, праздник – день воспоминания того, что все мы, любящие Бога, есть сосуд Святого Духа.
«Благодатное тождество» человека с Богом осуществляется через обретение чистого сердца. А первым шагом к нему может стать чистая совесть, приготовленная к Божиему празднику. Она есть первое условие успешного поиска и обретения божественных свойств. Поиск этот длится всю жизнь. Мы ищем Бога. Бог ищет нас. История любви, длиной в вечность.
Дни творения длились миллиарды лет. И мы о них можем косвенно догадываться из опытов науки. Но последняя творческая часть этой работы происходит у нас на глазах и над нами. Не просто над нами, но исключительно по нашему желанию.
Полдень Седьмого дня творения произошел в Сионской горнице, когда апостолы приняли на себя благодать святого Духа. Тем самым они сообщили миру возможность восстановления первородной святости. Мы, как и Адам, теперь можем быть с Богом.
Пятидесятница явилась днем примирения и взаимного обретения. Троица – совершенно особенный день, основная черта которого – память о симфонии Бога и человека. В ней выражена полнота и венец замысла Бога о падшем человеке, выражаемая в возможности боговоплощения.
В Рождестве усилие Бога еще пока не находит поддержки человеческого естества ввиду того, что тело находится во младенческом недозрелом состоянии. На Пасху естество тела, вырываемое из ада, только дозревает. О чем мы догадываемся из того, что Христос не разрешает к Себе притрагиваться Марии, встретившей Его в Гефсиманском саду.
И только после Пасхи, человеческая природа оказывается готовой к сознательному ответу на предложение Бога заключить новый союз любви. Поэтому Троица – это венец всех праздников нового времени, утвердивший любовь, как основу мира.
И дай нам Бог найти себя в Божией Церкви. А в Церкви найти себя в любви. А в любви найти Бога.
По нашей слабости мы не можем измениться в одну минуту, как апостолы, но нам непременно нужно меняться и отлепляться от земли и земного. Нам нужно, на радость себе и Богу, наконец, поднять глаза к небу и разглядеть там наш Отчий дом, в чем и помогай нам, Господи.
Протоиерей Константин Камышанов
Источник: http://www.pravmir.ru/