В Неделю 1-ю по Пятидесятнице протоиерей Павел Великанов комментирует евангельское чтение: нужно ли возненавидеть близких для того, чтобы возлюбить Бога?
Повествование евангелиста, которое мы только что слышали, часто становится серьёзным камнем претыкания, камнем соблазна у тех, кто только знакомится с евангельским учением. На самом деле: не является ли крайним максимализмом требование от человека, как абсолютного условия следования за Христом, оставить всё, что дорого: близких, родителей, детей, жён, мужей, т. е. саму жизнь?
Евангелие от Матфея, глава 10, стихи 32–33, 37–38, глава 19, стихи 27–30.
32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;
33, а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
ГЛАВА 19.
27 Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?
28 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
29 И всякий, кто оставит до’мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе’мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
30 Многие же будут первые последними, и последние первыми.
На первый взгляд, действительно, такой максимализм кажется неоправданным, но если внимательно всмотреться в текст сегодняшнего Евангелия и вспомнить то, что было совсем недавно — а недавно была беседа с богатым юношей, где Господь решительным взмахом выбивает те подпорки, на которых и пыталось держаться благочестие Его учеников, — то ситуация становится несколько другой.
Оказывается, Богу наша жертва, как попытка оторвать кусочек своей жизни и передать его Богу, с надеждой на то, что таким образом мы с Ним сможем договориться, такая жертва Богу не нужна. Бог пребывает в вечном довольстве и в бесконечном блаженстве, и Его жизнь от наших так называемых «пожертвований» совершенно не зависит. Богу нужны не части нас, а мы сами целиком.
Бог ищет наше сердце, Бог хочет, чтобы мы жили не ложными ценностями, какими бы высокими, красивыми и благородными они нам не казались, а жили истинными ценностями: Его любовью, Его красотою, Его премудростью. Но как только у нас появляются в жизни ложные опорные точки, мы расползаемся, нам не хватает внутренней силы и крепости сохранять вот этот духовный тонус целостного и нераздельного предстояния Богу.
Ведь самая главная заповедь, которая дана Самим Господом Богом в законе Моисеевом предельна проста: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем помышлением твоим, всею крепостию твоею и всею душею твоею». Что это значит? — Это значит, что единственное нормальное, здоровое состояние человека — это когда весь ум, вся воля и все чувства постоянно устремлены к Богу.
Вот о чём сегодняшнее Евангелие, а вовсе не о том, что мы должны сначала возненавидеть всех окружающих, и только после этого думать, что сможем гораздо сильнее полюбить Бога, чем тех, кого возненавидели. Наоборот: до тех пор, пока мы не научимся выстраивать свои отношения с близкими, нам лучше даже и не пытаться дерзать говорить Богу слова о любви.
Протоиерей Павел Великанов
Источник: http://www.pravmir.ru/