Что нужно сделать, чтобы услышать ответ на незаданный вопрос? Собрать ли пир на украденные деньги или бросить всё и уйти босиком в никуда? Сегодня мы предлагаем вам размышления протоиерея Павла Великанова над субботним евангельским чтением пятой седмицы по Пятидесятнице.
Евангельская история о призвании апостола Матфея замечательна по нескольким причинам. Первая: апостол Матфей был до призвания Христом Спасителем мытарем, то есть сборщиком налогов, человеком, который подчинялся римской власти, был самым нежелательным гостем в любом доме.
Евангелие от Матфея. Глава 9, стихи 9-13:
9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
13 пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
Второе: пир, который устроил будущий апостол после призвания его Христом, стал большим соблазном для окружающих, ведь все прекрасно понимали, что празднуют вместе со Христом разные мытари за счет самого народа.
Но все это, по большому счету, не столь важно. Важно нечто другое. Что происходило в душе успешного, благополучного сборщика налогов, когда к нему подошел Христос и внезапно ответил на какой-то глубинный вопрос самого Матфея? Может быть, этот вопрос даже не вполне был выражен им в сознании. Он сидел настолько глубоко, что страшно было туда заглянуть. А ответ был простой: «Следуй за мной».
Мы часто в современном мире сталкиваемся с ситуацией, когда человек не знает, куда идти. С одной стороны, он привык жить определенным ритмом жизни, укладом жизни, отношениями с друзьями, с окружающими, с близкими. И в то же самое время, с другой стороны, все это становится для него невыносимо тяжелым — он не знает, что делать, он не понимает, куда идти. Именно здесь находятся корни столь популярного в современном мире явления, как дауншифтинг, когда человек бросает все то, что у него есть, уезжает в другую страну, становится нищим, живет на подаяние или выполняет самые низкие работы. Как это ни парадоксально, иногда именно такое оставление всего того, что было для человека родным, важным и ценным, помогает человеку обрести себя самого.
Но в ситуации с сегодняшним апостолом все оказалось по-другому — рядом с ним был Христос. И бывший мытарь просто поверил Христу, просто поверил Его призыву и слову следовать за Ним. Эта вера послужила глубинному перерождению всей его души. Мы ничего не знаем о том, кому достались все те богатства, которые некогда собирал вчерашний мытарь и сегодняшний апостол. Мы знаем только одно — этот апостол не просто будет свидетельствовать всему миру о том, как жил, о чем учил, и что совершил Христос Спаситель, но и оставит нам замечательное Евангелие, Евангелие, обращенное к тем, кто, прежде всего, ждал Мессию, и кто Его не увидел, не мог распознать, будучи ослеплен своими собственными человеческими представлениями о том, каким должен быть Мессия.
Хочется пожелать, чтобы когда к нам приходит понимание того, что нельзя жить дальше так же, как мы жили до того, мы вспоминали апостола Матфея, и внимательно прислушивались к окружающим нас обстоятельствам, а не услышим ли и мы тот самый зов Христа: «Следуй за мной»? И, последовав за Ним, мы обретем Царство Небесное.
Протоиерей Павел Великанов
Источник: http://www.pravmir.ru/