Другая сторона молитвы — благодарение. И Священное Писание, и Предание — особенно предание литургическое — призывает нас к постоянному благодарению. Это то, чему мы должны научиться сейчас — потому что благодарить мы будем во веки веков. Как поют ангелы и святые в Книге Откровения, «благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков!» (Откр.7:12)
Идея вечно рассыпаться в благодарностях кажется неверующим людям отталкивающей и смешной; иногда они не могут точно сформулировать почему, но она как-то напрягает. Нас часто напрягает и необходимость благодарить наших ближних здесь, на земле. Почему?
Потому что в падшем мире люди часто ведут себя как в обезьяньей стае, постоянно выясняя, кто находится на ступеньку выше в неформальной иерархии. И даже благодарность превращается элемент этих обезьяньих игр — поблагодарить, значит поставить себя на ступеньку ниже, признать себя получателем милости, а значит кем-то зависимым и слабым. Бывает, что благодеяния превращаются в средство манипулирования — «теперь ты мне по гроб жизни должен!», и поэтому люди неохотно признают свой нравственный долг. Это особенно проявляется, когда уровень доверия между людьми низок — и они склонны видеть в милости какой-то подвох.
В лучшем случае благодарность — это что-то из области этикета, вежливости, приятная, но не обязательная часть жизни. «Спасибо в карман не положишь».
Но в действительности благодарение — это сущность жизни; благодарение вводит нас в правильные отношения с реальностью, реальностью Бога и реальностью других людей.
Творец и Владыка мироздания не ищет превознестись над нами — это было бы крайне смешно и помыслить. Он хочет, наоборот, поднять нас к Себе. И благодарение открывает наши глаза на реальность Его любви и заботы.
Как-то давно я смотрел фильм, названия которого уже не припомню. Там был пожилой композитор, который получил признание и известность, он жил в прекрасном доме, за ним самоотверженно ухаживала его дочь, которая окружала его невероятной заботой и любовью — но он был все время уныл, гневен и недоволен. Кофе было то слишком горячим, то слишком холодным, плед на кресле все время положен не так, омлет приготовлен недостаточно тщательно… Он был окружен самой теплой и трогательной любовью, но был при этом глубоко несчастен, потому что не видел эту любовь в упор — ни любовь человеческую, ни любовь Божию.
Бог хочет сделать нас счастливыми — а в вечности безмерно счастливыми. Но нельзя сделать счастливым человека, неспособного к благодарности; это не только несправедливо, это просто невозможно.- Чтобы возрадоваться раю, мы должны обрести открытое, смиренное и благодарное сердце; способность видеть любовь Бога и людей, и признавать эту любовь — «спасибо, я благодарен».
И мы должны научиться видеть эту любовь здесь и сейчас. Мы, христиане, верим в промысел — в то, что Бог правит своим творением, и направляет его к предназначенным им целям. Вся это невероятно сложная система, включающая в себя галактики и туманности, снег и туман, гравитацию и магнетизм, солнце и дождь, людей и животных, управляется Богом — причем управляется в деталях. Как говорит Господь Иисус, «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего» (Матф.10:29) Действительно, ни одна снежинка не падает на землю без промысла Божия. Этот же промысел простирается на все события нашей жизни — малые и большие.
Есть известная фраза «хлеб, который ты ел сегодня утром, Бог готовил всю ночь». На самом деле, гораздо дольше, и этот хлеб прошел через многие руки, и попал на стол трудами многих людей — Бог устроил все это, чтобы ты мог позавтракать. Это не просто кусок хлеба с маслом — это послание Его любви и заботы. На этом ноздреватом прямоугольнике написано: «Я люблю тебя и забочусь о тебе».
Благодарение все принимает как дар; все, что мы имеем, все, чем мы пользуемся, все, чему мы радуемся, есть дар, проявление любви. Вкус пищи, свет дня, запах цветка, звуки музыки — все говорит о Его любви, заботе, и той великой и невыразимой радости, которую Он нам готовит.
В молитве мы обращаемся к Богу и говорим — да, мы верим, мы благодарны.
Все, что у нас есть, получено от Бога. Он наделяет нас способностями к труду, чтобы бы соучаствовали в Его заботе о творении; посылает нам воздух, воду и пищу; само наше существование — дар Его любви. Благодарение признает это — да, мы окружены любовью и заботой, и мы благодарим за это.
Однако это сознание — у меня нет ничего своего, все есть только дар Божий — обнажает наше недоверие Богу; мы чувствуем себя уязвимыми. Среди людей ужасно оказаться полностью зависящим от чьей-то милости; люди часто отказывают в ней друг другу. Но на Бога мы можем положиться; да, у нас нет ничего, кроме Его любви и милости; но это самая прочная, надежная и несомненная вещь во всем мироздании. Мы благодарим Его за радость в благополучии и за утешение в скорби; но более всего мы благодарим за дар вечной жизни, который Бог уготовал нам в Иисусе Христе. Как говорится в Анафоре (литургической молитве) Святого Иоанна Златоуста, «Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшыя возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя, дондеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя, и Единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго, о всех, их же вемы и их же не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас»
Мы видим, как далеко простерлась любовь Бога к каждому из нас — Он облекся в плоть, была распят и погребен за нас, неблагодарных и злонравных. Он даровал нам Царство. Мы признаем это и возносим благодарность — «Благодарение Богу за неизреченный дар Его!»(2Кор.9:15)
Сергей Худиев, журнал «Фома»