В преддверии праздников родители задумываются о подарках для своих детей. Конечно, лучший подарок для ребенка – это игрушка. На полках и обычных, и специализированных магазинов игрушек множество – на любой вкус и кошелек, как отечественных, так и импортных. К сожалению, последние часто вызывают удивление, а то и страх даже у взрослых. И понятна обеспокоенность родителей тем, что монстры и чудовища, инфернальные герои, да и просто уроды в мире игрушек уже не редкие гости, а хозяева и правят бал. А психологи давно бьют тревогу, ведь подобные игрушки негативно влияют на психическое состояние детей.
Возможно ли законодательно запретить продажу таких игрушек? Мы попросили пастырей – протоиерея Александра Ильяшенко, протоиерея Иоанна Осяка, священника Валерия Духанина – и православного психолога Людмилу Ермакову рассказать, почему необходим подобный запрет и какими должны быть игрушки.
«В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ НАМ САМИМ НУЖНО ПРОИЗВОДИТЬ ИГРУШКИ, КОТОРЫЕ НЕ БУДУТ КАЛЕЧИТЬ ПСИХИКУ ДЕТЕЙ»
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель московского храма Всемилостивого Спаса, член Союза писателей России, председатель редакционного совета портала «Православие и мир», руководитель проекта «Непридуманные рассказы о войне»:
– Игрушки очень сильно влияют на внутренний мир ребенка, потому что дети очень восприимчивы и беззащитны. Если игрушки сделаны с любовью и с учетом детской психологии, то они окажут хорошее влияние на ребенка. Такие игрушки научат малыша терпению, ответственности, последовательности, научат серьезно относиться к серьезным вещам, разовьют интерес к творческой деятельности. Если игрушка выглядит агрессивно и направлена на то, чтобы создавать какие-то конфликтные ситуации во время игры, то детская беззащитность оказывается под ударом, ребеночек сам становится агрессивным, глядя на страшные рожи кукол и их угрожающие фигуры.
Но запретительными мерами вряд ли чего-то можно добиться. В первую очередь нам нужно производить собственные игрушки, которые не будут калечить психику наших детей. Раньше были прекрасные дешевые пупсы, с которыми было очень интересно играть девочкам: они их одевали, мыли, кормили. То есть у девочек с детства развивался материнский инстинкт, эти куклы учили заботе о детях. Но и сегодня для детей имеются прекрасные игрушки, например конструкторы, которые позволяют развивать внимание, творческие способности, логику. В наше время мир не стоит на месте, совершенствуются и игрушки. Появились электрические и радиоуправляемые модели, развивающие интерес ребенка к технике, науке, творчеству. Только они должны быть приспособлены к детским особенностям: быть прочными, похожими на настоящие, разнообразными и, что очень важно, доступными, то есть недорогими.
***
«ЛУЧШЕ ПРЕДОТВРАТИТЬ ЗЛО, ЧЕМ ПОТОМ ЛЕЧИТЬ ПСИХИКУ И ДУШУ РЕБЕНКА»
Протоиерей Иоанн Осяк с семьей
Протоиерей Иоанн Осяк, благочинный Ростовской и Новочеркасской епархии, настоятель Серафимовского и Свято-Троицкого храмов г. Ростова-на-Дону:
– Я считаю, что необходимо запретить продавать некоторые игрушки иностранного производства на территории РФ, потому что игрушки, как и картины, поэзия, литература, – это средство воспитания личности. От среды, в которой воспитывается ребенок, зависит, какой у него будет характер, какими будут его стремления. Лучше предотвратить зло, чем потом лечить психику и душу ребенка.
Игрушки и игры должны развивать у ребенка, прежде всего, чувство любви к Родине, родным и друзьям, тогда ребенок будет счастлив по-настоящему, а не смотреть на мир через призму розовых очков.
***
«ЧЕРЕЗ ИГРУШКИ ДЕТИ СОПРИКАСАЮТСЯ С КУЛЬТУРНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ И ИДЕЯМИ – ЗЛЫМИ ИЛИ ДОБРЫМИ»
Священник Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:
– Закон, безусловно, необходим хотя бы по той простой причине, что государство призвано заботиться о безопасности своих граждан. А безопасность – это не только хорошо защищенные границы страны, но и защищенные от влияния чуждой культуры дети. И вот тут обнаруживается, что даже на уровне детских игрушек может оказываться колоссальное влияние на весь народ. Об этом стоит особо задуматься. В детстве психика еще только формируется. Игрушки – это то, с чем ребенок непосредственно соприкасается. В игре идет прямой контакт души ребенка с тем образом и той идеей, которую несет в себе игрушка. Это своего рода пища, которой напитывается душа ребенка. И вот чем она насытится, чем наполнит свой внутренний мир – заморской отравой в виде монстров и пошлых типов или же чем-то близким и родным русской душе? То есть через игрушки дети соприкасаются с культурными ценностями и идеями – злыми или добрыми.
Сейчас большинство игрушек – это герои мультфильмов. Здесь основная проблема вот в чем: дети погрузились в этот искусственный мир экрана, а затем играют в то, что увидели. Конечно, игрушки закладывают в душу ребенка модель поведения. И очень даже можно проследить, как изменилось внутреннее состояние целого поколения, как стали непрочными семьи, исчезли взаимопонимание, терпение, чистые сердечные отношения, – это совершалось попутно новой киноиндустрии, новым мультфильмам и новым игрушкам. Заметьте, у многих героев мультиков нового поколения отсутствуют душевность, скромность и целомудрие. Они демонстрируют раскованность, подчас жестокость. Какие выходки допускает маленькая героиня в современном мультфильме «Маша и медведь»? Это же издевательство, оно становится моделью поведения. Кто будет потом терпеть такую Машу в реальной жизни?
Всё это вторгается и в мир игрушек. Мы уже перестаем воспринимать ненормальность таких фантастических порождений, как, например, человек-паук. Роботы и конструкторы даже своим внешним видом устрашают и отталкивают. Монстры вторглись в жизнь наших детей. Многие игрушки женского пола потеряли женственность, приближаются к мужскому типажу либо же подчеркивают сексуальность, которая никак не подходит для маленьких деток. В общем, идет деформация детской психики.
Какой же выход? Самое главное – освобождаться от виртуального мира компьютерных игр и бесконечного просмотра мультфильмов. И здесь должны действовать взрослые. На самом деле проблема не в детях, а в их родителях, которым так очень удобно, чтобы ребенок его не трогал, ничем не тревожил, а спокойненько сидел возле монитора, да и сам родитель в это время сидит за своим ноутбуком. Ведь чтобы было нормальное воспитание, себя нужно заставить подняться из-за компьютера, пойти с ребенком на улицу, организовывать какие-то мероприятия. Нужно учиться общаться с детьми, и тогда мы сами поймем и увидим, как организовывать игры детей и чем их наполнять.Если освободить детей от авторитета героев мультфильмов, то будет легче предлагать им нормальные игрушки и игры.
И такие игрушки есть, надо просто присмотреться: традиционные куклы, коляски, которые так важны для девочек, маленькая техника, развивающие конструкторы для мальчиков. В магазинах, слава Богу, есть много заготовок для детского творчества – лепки, рисования. Это ведь всё можно выстраивать в виде игры. Надо быть внимательными к своим детям, и тогда жизнь семьи приобретет совершенно новый характер, доставит радость как детям, так в конечном итоге и их родителям.
***
«СЕГОДНЯШНИЕ ИГРУШКИ НАПОЛНЕНЫ ОККУЛЬТНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ»
Людмила Федоровна Ермакова, православный психолог:
– С самого начала развития общества игрушки нужны были для того, чтобы ребенок с их помощью входил в мир взрослых. Через имитацию, через игру ребенок знакомится с профессиями врача, учителя, машиниста, милиционера, пожарника и многими другими. Но сегодняшние игрушки, большая часть которых поступает к нам из-за рубежа, наполнены оккультным содержанием, и научить детей чему-то хорошему и полезному они вряд ли способны. Ведьмы, вампиры и монстры не могут дать ребенку представления о нормальном человеческом мире. Эти игрушки существуют сами по себе, привлекая детей вымышленными, нечеловеческими способностями.
Хочу отметить интересный факт: археологические раскопки детских захоронений древних цивилизаций показывают, чтодети никогда не играли оккультными предметами, эти предметы были предназначены только для их защиты. Если ребенок болел, то на него надевали какие-то амулеты, обереги, но в эти предметы дети не играли. К сожалению, сегодня всё изменилось. Тем, чем раньше занимались шаманы и ведьмы, сегодня начинают интересоваться наши дети.
Конечно, бывали случаи, когда дети начинали играть в священников, часто этими детьми были будущие великие святители. Например, патриарх Тихон в детстве тоже играл в священника – мастерил некое подобие кадила и разгуливал с ним по двору, произнося молитвы и осеняя крестом других ребятишек. Ребенок играл в то, что он видел в храме, потому что его душа была открыта к благодати Божией. А сегодня наши дети чаще включаются в контакт с темным миром, который разрушает их психологическую и духовную защиту.
К сожалению, сегодня ко мне всё чаще приводят детей, которые говорят, что не могут уснуть, потому что в их комнате происходит что-то страшное, что-то необычное. То есть через игрушки с оккультным содержанием ребенок, сам того не осознавая, соприкасается с темным миром зла, который разрушает его психику и душевное состояние. Мне недавно звонили по поводу девочки, у которой в 11 лет уже была попытка суицида. Откуда у ребенка такие мысли? Очевидно, что это происходит из-за того, что дети включаются в игры с «нелюдью» и нечистью. Вспомните гоголевского персонажа Вия – это существо из преисподней, чей взгляд убивает. Сегодня подобные игрушки предлагаются нашим детям. Если мы не сможем их оградить от этих существ, то с ними может произойти то же самое, что произошло с Хомой, который не послушал свой внутренний голос и посмотрел на Вия. Его внутренний голос говорил ему: «Не смотри», то есть не вступай в контакт с темными силами. Но он не удержался, посмотрел на Вия и погиб.
Пятнадцать лет назад, на своих лекциях по психологии, я демонстрировала педагогам игрушки, которые предлагаются детям в качестве сюрприза в шоколадном яйце. Одна из таких игрушек напоминала гробик, у которого отодвигалась крышка, и оттуда неожиданно выпрыгивала голова кобры. Эту игрушку я пускала по рядам, тот взрослый, который открывал эту крышечку, с воплями подскакивал на месте. Представьте: если взрослые пугаются этих игрушек, что чувствует ребенок, получив такой «сюрприз».
Еще раз повторю, что тот мир игрушек, который сегодня создается для наших детей, не вводит их в предметную деятельность, он не позволяет правильно войти в мир взрослых, он не позволяет сформировать духовную, психологическую защиту. Наоборот, такие игрушки делают детей беззащитными и уязвимыми перед суицидом. Потому что суицид – это чисто духовная проблема. Если взрослые хотят, чтобы дети вошли в мир взрослых правильно, без нарушения психологического и духовного состояния, нужно следить, с чем играют наши дети. Если родители закрывают глаза и покупают своему чаду игрушки, несущие в себе оккультизм, то потом пусть не удивляются, если их ребенок начал принимать участие в каких-то ритуалах, стал жестоким и неуправляемым. Почему у нас дети страдают депрессиями, подвержены суициду, почему переполнены психиатрические лечебницы, откуда столько детской наркомании? К сожалению, это всё идет от того, что ребенка неправильно ввели в мир взрослых.
Конечно, нам нужно отказаться от игрушек, развращающих психику наших детей. В России есть игрушки, которые направлены, прежде всего, на выявление у ребенка интереса к какой-то профессии: строителя, машиниста, врача. Вспомните о русских матрешках – это очень хорошая игрушка, которая развивает логику. Чтобы все матрешки уместились в одну, нужно проявить большую сообразительность. Также очень хорошие игрушки – это уменьшенные копии каких-то взрослых принадлежностей. Есть замечательные куклы, которые выглядят как живые младенцы. Детям интересно с этими игрушками, они развивают в детях заботу и ответственность, не толкая их к депрессии и суициду.
Подготовила Анна Ерахтина
Источник: Православие.Ru