Вспоминая Наинскую вдову
По миру шагает проповедник. Неутомимо обходит он города и веси, материки и острова. Он обращается и к широкой аудитории, и к отдельным лицам. Проповедовать в семейном кругу — его конек. Этому труженику есть что донести до людей всех возрастов, никто не останется без назидания или, как минимум, впечатления. Он приковывает к себе внимание и верующих и неверующих, богатых и бедных, хотя для своих наставлений он (кажется, всегда) выбирает самое неподходящее время. Разве что поврежденный умом посмеется над его речами.
Этот проповедник напоминает о душе и Боге, учит ценить время, правильно расставлять приоритеты, учит покаянию и молитве. Как никто другой учит плакать.
Имя его — смерть. Смерть ближнего.
К женщине из Наина он обратился уже во второй раз — закрепить пройденное. Когда-то ее жизнь была полной чашей, тогда она не умела плакать и не понимала плачущих. Молодость, здоровье, семья — что еще надо? Затем пришел этот проповедник… Сила его проповеди в том, что его слово не расходится с делом, — и бедная женщина осталась одна с малолетним ребенком на руках.
Мальчик подрос, начал помогать по хозяйству, мать видела, как он становится похож на своего отца чертами лица и характера. Оттого она любила его удвоенной любовью, души в нем не чаяла.
Затем гомилет в капюшоне нанес второй визит… Теперь наинская вдова научилась плакать как следует.
Смерть ближнего проповедует, но не полно. Она напоминает о Боге, но не объясняет Бога. Она учит не надеяться на земное, но не дает надежды на иное. Она научит плакать, но не подскажет, как остановиться. Она не в силах.
В силах — Христос.
«Не плачь», — говорит Спаситель. Говорит так, как может только Он. Даже не пытайтесь подражать, оказавшись в схожей ситуации! Напротив, с плачущими лучше и самому плакать (см.: Рим. 12:15). Всяк человек ложь — но только не Богочеловек. Его слово тоже не расходится с делом. Если Он говорит: «Не плачь!» — значит, для этого есть все основания.
И вот, юноша ожил. Вырванный из лап смерти, он попадает в объятия Христа, затем – матери. Теперь проповедь дописана до конца, теперь в нее вписан Бог, Который есть Любовь милосердная и сострадающая, Который имеет власть воскрешать мертвых, Который хочет, чтобы все люди спаслись (см.: 1Тим. 2:4), Который отрет всякую слезу с очей их (см.: Откр. 21:4) в жизни будущего века.