Вспоминая исцеление скорченной женщины
Исцеление согбенной женщины. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru
«В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лк. 13: 10–17).
«Жил на свете человек, скрюченные ножки…» И жил он не тужил, белой вороной себя не считал, косых взглядов на себе не ощущал, потому что жил в скрюченном сказочном мире, где все были со странностями и всё было ненормальным. Но скрюченная в пояснице женщина, пришедшая в синагогу на субботнее поклонение, была такая неприглядная одна, и было ей тяжко.
Тяжело передвигаться сложенному пополам человеку, тяжелее – видеть реакцию других людей. Кто-то отведет взгляд, кто-то сдержит (или не сдержит) смешок, многие сделают простой, как дважды два, вывод: это ей за грехи дано!
И в древние времена, и теперь нас так и тянет на поспешные догадки о причинах человеческих бед. Почему? Мне кажется, это прием самоуспокоения. Дескать, вот у него все беды по грехам его, а раз у меня таких проблем нет, значит, и грехов (по крайней мере больших) нет тоже.
Спаситель отражает его нападки простым бытовым примером. Для меня это удивительно: Он, Всеведущий и Умнейший, говорит легко, наглядно и доступно, иллюстрируя высокие истины совершенно, казалось бы, приземленными реалиями. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13: 8), а значит, когда мы просим Его разрешить наши духовные недоумения, ответ может поджидать нас совсем рядом, просто нужно быть внимательнее.
Случайно ли это евангельское чтение выпадает на воскресный день? Похоже, нет. Выпрямление страдалицы, возвышение ее лица от земли, ликование о Боге – всё это ее личное, малое, прижизненное воскресение. Это всё должно ободрить и нас, чающих воскресения мертвых и жизни будущего века.