Иоакимо — Анновский  храм  Можайска

ИСИХИЯ, ПРЕСВИТЕРА ИЕРУСАЛИМСКОГО, ПОХВАЛА СВЯТЫМ АПОСТОЛАМ ПЕТРУ И ПАВЛУ

Перевод и комментарии диакона Владимира Василика

Диакон Владимир Василик
Предисловие переводчика

Вниманию читателей предлагается проповедь преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

О жизни прп. Исихия известно достаточно немного. Родился и вырос он во святом граде Иерусалиме. Не исключено, что он еще застал в живых свт. Кирилла Иерусалимского, однако его деятельность отчасти протекала в епископство Иоанна ΙΙ Иерусалимского. Прп. Исихий учился в Константантинополе, где, согласно некоторым известиям, его учителем в богословии был святитель Григорий Богослов. Если это так, то его учение приходится на 379–381 годы. После возвращения в Палестину св. Исихий поселился в одном из монастырей близ Иерусалима. Там он приобрел известность как учитель молитвы и знаток Священного Писания. Возможно, к этому периоду относятся его аскетические творения, в частности его знаменитое «Слово о трезвении». Около 412 года прп. Исихий был рукоположен во пресвитера и одно время исполнял должность помощника Иерусалимского патриарха. Скончался святой по одним известиям около 434 года, по другим — около 451-го. Память преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, празднуется 5/18 марта.Прп. Исихий прославлен как аскетический писатель и экзегет. Согласно Менологию императора Василия Болгаробойцы (996 г.), он составил толкование на все Писание. До нас дошли Толкования на книги Левит и Иова (в армянском переводе), а также примечания к Псалтири. В своих толкованиях святой использует преимущественно аллегорический и типологический методы.

К сожалению, святой Исихий гораздо менее известен как проповедник. Между тем 20 его проповедей — настоящая сокровищница святоотеческой мысли. Среди них слова на Пасху, Сретение и Лазареву субботу, слова о посте, в честь Пресвятой Богородицы и святых (архидиакона Стефана, мч. Лонгина, прп. Антония) и другие.

Святой Исихий — мастер красноречия, рассчитанного на пышные эпитеты, яркие параллелизмы, развернутые сравнения

В своих проповедях прп. Исихий использует тот же типологический и аллегорический метод, что и в своих экзегетических творениях. Он мастер азианического красноречия, рассчитанного на пышные эпитеты, яркие параллелизмы, развернутые сравнения. Читатель сам может оценить силу и глубину его красноречия из этой впервые переведенной на русский язык проповеди в честь свв. апостолов Петра и Павла.

Перевод проповеди дается по изданию In sanctos Petrum et Paulum (homilia 13), ed. M. Aubineau, Les homélies festales d’Hésychius de Jérusalem, vol. 1. Les homélies I-XV [Subsidia hagiographica 59. Brussels: Societé des Bollandistes, 1978]: 499–508.

Исихия, пресвитера Иерусалимского,
Похвала святым апостолам Петру и Павлу

Прекрасна роза, благоухающая весенней порой, но когда она сплетается с благоуханием лилии, то становится еще более благоуханной. Ведь миро смешивается с миром и удовольствие от благоухания становится двойным. Прекрасен сам по себе Петр и сверхблистателен по сравнению с блистательными как предводитель[1]апостольского лика, как око учения, как память о ревности и лицо веры, как труба таинства, как язык и научивший многие языки, как безупречный пастырь, как недремлющий кормчий, как безошибочный возничий, как продавец лекарств[2], приготавливающий вечную глазную мазь[3] покаяния.

Если присоединяется Павел, то образуется двойная стена, которую взять невозможно, двуустый источник, без труда напояющий всю вселенную

Но если присоединяется Павел, то образуется двойная стена, которую взять невозможно, двуустый источник, без труда напояющий всю вселенную, залив с двумя входами, переплывая который, спасается всякий корабль. Горлица говорит после ласточки, голубица восклицает после цикады, флейта со свирелью поют напев сладостный и священный. «Юноша с преподобным и прав путь их»[4], как проповедал Премудрый в Притчах.

Ягненок и волк вместе пасутся[5], и Пастырь прославляется, и чудеса Преславнотворца увенчиваются. Бык и лев на одном пастбище пасутся[6], и пожинает похвалы укрепивший быка и обуздавший льва.

Разве не львом стал Павел, бывший Савлом, который, убивая, рассеял паству[7], поразил пастырей[8], изнутри сотряс Иерусалим и устрашил города, возмутил площади и поля сделал необитаемыми, «влача в темницу мужчин и женщин»[9], и не переставал бросать их в узы, когда однако потерпел поражение и от терпения мужей, и оказался весьма немощным из-за мужества женщин?

Бежал он напрасно, ибо не разглядел пути, напрасно бил, ибо пальцы он приготовил, но оказался недостойным найти противника. Христос же, как Премудрый и Благой, явившись, употребляет кротость и, оставив вышнее, спускается к нижним. Он не возжег огонь, не подвигнул бури, не сотряс основания гор[10] и не обнажил ангельский двусторонний меч[11], но воззвал гласом кротким и человеколюбивым:

«Савле, Савле, почто Мене гониши?»[12] «Какое богатство Я у тебя отнял? Какой славы обнажил? Какого первенства лишил? Разве Я затворил тебе вход в рай? Разве из-за Меня ты оделся листьями смоковницы? Разве Я явился виновником твоего возвращения в землю? Разве из-за Меня ты отпал от начальства, повредил свой жребий, уменьшил свой образ?»

«Савле, Савле, почто Мене гониши? Ты имел закон, Я же, как Благой, приложил благодать. Ты служил букве, Я же явил Дух. Несли скорбь тени, и придя, Я показал истину. Ты претыкался об образы, Я же единое врачевство принес за многих, бессребренное — за сребролюбивых. Я, изъяснив тебе субботу, прославил ее, Я остановил язву обрезания, Я освободил алтарь от стенаний и показал вместо многостонных жертв вечнорадостную и бесстонную».

«Савле, Савле, почто гониши Мене? Постыдись скинии Авраама[13] и вспомни об алтаре Исаака[14] и восприими в память борьбу Иакова[15]! Почему ты предал забвению сны Иосифа?[16]Как ты не постыдился жезла Моисея[17], милоти Илии[18], мужества Елисея? Ведь это Мои прообразы, их пророчества относятся ко Мне!»

Савле, Савле, почто Мене гониши? Я показал Даниилу несекомый камень. Меня видел как возницу херувимов Иезекииль великий. Аз есмь многоплачевная овца Исаии.

«Савле, Савле, почто Мене гониши? Я показал Иеремии миндальный жезл[19]. Я живописал Захарии золотой светильник![20] Я показал Даниилу несекомый камень[21]. Я расширил чрево кита для Ионы![22] Меня видел как возницу херувимов Иезекииль великий[23]. Аз есмь многоплачевная овца Исаии»[24].

«Савле, Савле, почто Мене гониши? Внимай, против Кого ты лук напрягаешь. Мне небо — престол, а земля — подножие. Куда ты стрелы посылаешь? “Я во Отце, и Отец — во Мне”[25]. Против Кого ты бросаешь камни? Я “измерил рукою воду и ладонью небо и дланию — всю землю”[26]. Против Кого ты язык вооружаешь? Я уясняю язык гугнивых, Я создал слабослышащего и глухого, Я вылепил зрячего и слепого. Смотри, Кого ты называешь обманщиком? Я видения умножил[27] и руками пророков являл подобия».

«Савле, Савле, почто Мене гониши? Ведь Меня Давид воспевает, Ты же укоряешь. Он Меня славословит, Ты же хулишь. Он играет на псалтири, ты же пинаешь. Он натягивает струны, ты же готовишь оружие».

«Савле, Савле, почто Мене гониши? Что ты воюешь против Моих последователей, защищаешь закон и воюешь против Меня, ради Меня бежишь и моих учеников наказываешь? Ты отмщаешь за Мою славу, но не знаешь, где следует завязать битву, где надлежит встретить врага».

Таковое глаголет Савлу Христос.

Тот же отвечает и говорит: «Кто Ты еси, Господи?»[28]. Благой является ревность Павла, поскольку, будучи призван, он немедленно повиновался. Он воспринял слово и немедля почувствовал достоинство Глаголющего и сказал:

«Кто Ты, Господи? Ведь я преисполнен сиянием, захвачен светом¸ стал пленником луча»[29].

«Кто Ты еси, Господи? Желаю видеть Твою красоту, тороплюсь взлететь к облакам, стремлюсь узнать, откуда сие “начертание славы”, Кто есть “Начертание Ипостаси”, Кто есть “Носящий все глаголом силы Своей”[30].

Кто Ты еси, Господи? Я слышал глас Твой и от закона насытился, уже нет во мне любви к закону

«Кто Ты еси, Господи? Я слышал глас Твой и от закона насытился, уже нет во мне любви к закону, уже не хочу ковчега из злата и древа[31], желаю святых яслей царских[32], всецело златодарованных».

Да постыдятся чада всех еретиков и да заградятся уста еретиков. Вот Павел призванный не заботится о многом, но только верует и поклоняется, а не сражается, песнословит — и удаляется упрек. «Кто Ты еси, Господи?» — спрашивает он. Он не призывал бы Господа, если бы не чувствовал Бога, Зовущего его. Он исповедовал Создателя Бога, Которого он знал, и возвещал Бесстрастного Творца, Которого исповедовал, и почитал Его как Нетленного. И почитал Бессмертным Того, Крест Которого знал и гроб Его ведал. Он не пребывал в неведении о заушениях, об ударе копья в ребра, об ударах бича.

Что же говорит ему Христос? «Аз есмь Иисус Назорей, Которого ты гонишь»[33]. Он воспринимает краткий ответ убеждения:

«Аз есмь Иисус Назорей, Которого ты гонишь. Аз есмь Иисус, Который прежде и ныне, прежде всех и после всех, в начале и в конце, Сын Давидов — но Сам прежде Давида, от Авраама Творец[34], от Адама — но Сам вылепил Адама, от Исаака — но Сам увенчал алтарь Исаака, от Иакова — но Сам был виден на лествице, Окруженный сонмами Ангелов»[35].

«Аз есмь Иисус, Которого ты гонишь, но гоня не достигнешь. Где же или как ты уловишь “сияние славы”? Какая сеть может вместить “Начертание Ипостаси”? Кто возможет объять рукою “Носящего все глаголом силы Своей”?»

Ты напрасно обиваешь ноги, напрасно потеешь, зря трудишься, ибо Гонимый тобою пребывает в “недрах Отца”

«Аз есмь Иисус, Которого ты гонишь. Я тебя содержу как невестоводителя моей Невесты. Что ты гонишь Меня, за Которого ты сам вскоре гоним будешь? Но ты напрасно обиваешь ноги, напрасно потеешь, зря трудишься, ибо Гонимый тобою пребывает в “недрах Отца”[36]».

«Аз есмь Иисус, Которого ты гонишь, не зная, что ты сражаешься со своей жизнью. Что же ты воюешь с Премудрым, стреляешь в Благодетеля, словно у тебя нет иного, бьешь Кормильца, благодаря Которому земля тебе приносит без замедления трапезу плодов? Ты бесчестишь Спасителя, но если Он сожмет Свою руку, то кто освободит тебя от грехов? Кто выпустит из уз? У кого ты найдешь долговую расписку?»

И вот каким образом сей Павел — прежде гонитель — стал ныне благовестником, прежний пират стал кормчим, прежний волк стал ныне пастырем, прежний свинец стал ныне золотом, прежний хулитель стал благословляющим и от всех благословляемым, сей глава среди учителей, избранный в богоносцах, виднейший в пророках, мудрейший в апостолах, непобедимый среди атлетов, славнейший среди проповедников истины, самый сильный среди воинов за благочестие.

Кто же три раза «был бит жезлами»[37], а на четвертый молился? Кто же «пять раз по сорок без одного» принял удары от иудеев[38] и как он почитается? Кто же, «пребыв в глубине день и ночь», вместо брачного омовения «часто в путешествиях» переносит кораблекрушения, но во всех преимуществах является многообильным? Кто же «в опасностях от разбойников, в опасностях от сродников, в опасностях на реках, в опасностях в пустынях, в опасностях от язычников, в опасностях между лжебратиями»[39] не расточил богатство терпения? Кто носит заботу о всех церквях и опыт бремен и не сокращает свои труды, и не тяготится нести на плечах свой груз, и не сбрасывает его со спины? Кто так гнушается греха, но стяжал такое милосердие о грешниках?

Никто другой. А он (Павел) всегда молится о том, чтобы мы сподобились вечных благ во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же честь и слава во веки веков. Аминь.

Перейти к верхней панели