Промысл Божий
Исполнилось 50 лет служения Церкви отца Петра, настоятеля Можайского храма св. Иоакима и Анны. Пётр Иванович Деревянко — Почётный гражданин Можайска, человек в городе уважаемый, широко известный мудрыми проповедями, добрыми делами, милосердием.
Жизнь Петра Ивановича Деревянко — путь к священнослужению через витки суровых испытаний, лишений, но неизменно — под Богом. Родился Пётр Деревянко в г. Лебедине на Сумщине, в семье разночинца. Никого из их рода в духовенстве не было. Но был у семьи Деревянко опытный духовный наставник, сыгравший немалую роль в жизни отца, Ивана Корнеевича, и его детей. Именно наставник помог морально выстоять, когда свалилось на семью горе: начал Иван Корнеевич слепнуть. Дабы отчаяние не овладело его душой, духовник познакомил Ивана со слепорождённым, который обучил Деревянко искусству колокольного звона. Когда в 1940 году наступила полная слепота, Иван уже освоил искусство звонаря. Колоколов в ту жестокую пору, правда, почти не было. Звонили на обрезках рельсов, буферах, подбирая звуки в определённой тональности.
Росли в семье Ивана Деревянко три сына. 1932-1933 гг. выдались на Украине голодными. Недолго прожила жена. Умер средний сын. За пару буханок хлеба крестьяне отдавали хату. Люди пухли от голода. Отбирая у крестьян запасы хлеба, власти загоняли людей в колхозы. Тогда же вышло распоряжение размещать детей в приюты. Братья Деревянко оказались в разных приютах. Воссоединилась семья только в 1934 году. Пришло время Пете идти в первый класс. Повёл отец сыновей в церковь. Священник зажёг свечи и при закрытых дверях, со слезами на глазах, отслужил молебен «обучение отроков».
Приобщение к вере считалось крамольным. На Церковь шло страшное гонение. Оба брата учились блестяще, получали грамоты и призы, участвовали в певческих олимпиадах, играли на музыкальных инструментах. Судьба старшего сына Жени, казалось, определилась сразу. Отец видел его священником. Научившись церковнославянскому от деда, сапожника, мальчик уже в 8 лет читал на клиросе. Впоследствии он прошёл путь от певца-псаломщика до священника. Жизненная стезя Петра был иной.
Петра влекла медицина. «Всегда проявлял милосердие, хотелось познать искусство врачевания», — рассказывает отец Петр. После 7 класса поступает он в медицинский техникум. Но на 2 курсе, когда началась практика по анатомии, при вскрытии трупа на белый халат юноши брызнули капли зловонной крови. С Петром случился обморок. Трое суток он не мог принимать пищи. Обессилел. И стало понятно, что медицина не для него.
1943 год. Спасаясь от голода, люди выращивали табак и несли затем на рынок, где меняли его на соль и спички. С товаром отправились и Пётр с отцом. До Ромнов — 80 км. Но ходоков подстерегали неудачи. Обменяли товар, собрались в обратный путь, да заболел отец. В Лебедин Пётр возвращался один и был схвачен полицаем. На оккупированной территории выход из города запрещался. Привели паренька в комендатуру, заподозрив в 16-летнем юноше партизана. Советские войска к тому времени уже теснили немцев, и те во всём усматривали опасность для себя. Эсэсовец, допрашивавший его, смотрел страшными, злыми глазами, сверкая жуткой кокардой с черепами и скрещенными костями. Приказав пареньку раздеться донага, тыча кулаком ему в грудь, фашист что-то грозно выкрикивал по-немецки. Ослабевший пленник шатался, едва удерживаясь на ногах. Ставилось в вину не только нарушение заведённого немцами порядка, но и причастность к партизанам. Нависла смертельная угроза. Видя издевательства эсэсовца, переводчица заплакала. Нетрудно представить, чем могло всё закончиться для юноши. Но произошло воистину чудо: спас нательный крестик, блестевший на груди. «Коммунисты крестиков не носят, а у него крестик», — убеждала фашиста переводчица. Петю отправили в подвал. 14 ступеней вели в темноту и сырость. Казалось, его спускали в преисподнюю. Ещё не совсем сгустились сумерки. Привыкнув к темноте, Пётр огляделся. Нащупав солому, сел. И вдруг прогремели раскаты грома. Пареньку стало жутко, внезапно подступила бездонная, неописуемая тоска. Спустя почти 60 лет с того кошмарного вечера отец Петр вспоминает: «Я тогда стал молиться. Пел духовные мелодии, больше мажорные. Я обратился к Богу: сохрани мне жизнь, Господи, и я послужу тебе, в каком велишь, качестве». Услышав странное пение, доносившееся из подвала, фашист спросил переводчицу, о чём поёт юный «партизан». Она объяснила, что это молитва.
Фашист несколько смягчился и «великодушно» позволил бросить пленнику хлебных корок, оставшихся от ужина. Когда совсем стемнело, его вывели наверх и велели помогать конюху, пояснив, что отныне это станет его обязанностью, а коли бежать надумает, затравят собаками. Пётр помогал готовить к отправке в Лебедин хлебный обоз. Когда эсэсовцу разъяснили, что людей гнал в город голод, а не подпольное задание, юноше позволили пойти в Ромны за слепым отцом.
В 1951 году Пётр Деревянко успешно заканчивает Московский Богословский институт, затем в Московской Духовной академии защищает диссертацию. Двадцатичетырёхлетний кандидат богословских наук становится преподавателем Киевской академии, где читает лекции по латыни, церковно-славянскому языку и сравнительному богословию. В июне того же года состоялось рукоположение Петра Ивановича Деревянко в священники, и он становится настоятелем Весьегонского храма в Твери. С 1987 года отец Петр назначен в Можайск настоятелем храма св. Иоакима и Анны, где служит и по сей день. Награждён отец Петр митрой. В год своего 70-летия священник получил в награду особый, именной крест. В 2000 году отца Петра наградили орденом св. кн. Даниила Московского.
Впервые в Московской епархии отец Петр с милосердными словами о покаянии и возрождении пришёл к заключённым. Для многих из них его светлое слово — цервое обращение к душе, заблудшей, не знавшей тепла. Пришёл с надеждой, что человек осознает, насколько богоугодный путь способствует верному выстраиванию собственной жизни. И в течение 12 лет отец Петр координировал работу священников в тюрьмах всей Московской епархии.
Отец Петр несёт людям высокую мораль о крепкой семье, любви к Отечеству, о великодушии к ближнему, о человеческом достоинстве. Слово священника обращено к людям, умудрённым житейским опытом, и совсем юным, для которых его стараниями открыта в Можайске воскресная школа. Более 10 лет собираются сюда дети, чтобы приобщиться к чистому истоку, познать христианские заповеди и научиться следовать им. Крещение младенцев, причастие, исповедь, венчание — все эти таинства имеют единственную цель: спасать души людей для Вечного Царства, сделать человека нравственным, помочь правильно выбрать свой жизненный путь, не впадая в пагубные соблазны.
«Немыслим небесный рай на земле, — говорит в заключение нашей встречи отец Петр, — но надо стремиться к лучшему, иметь терпение и помогать ближнему. Над нами есть Промысл Божий, хватило бы сил постичь его и дойти до цели». Жизнь отца Петра — это путь, на котором человек, ведомый Промыслом Божиим, создавал и утверждал себя.
Димитрие — Солунский храм в с. Большое Тесово