Иоакимо — Анновский  храм  Можайска

ТВОЙ МОЛИТВОСЛОВ


 

Вступление

О молитве

Молитва предначинательная

Господи, помилуй

Молитва Святому Духу

Молитва Господня

Песнь Пресвятой Богородице

Достойно есть…

Символ веры

Молитва к Ангелу-хранителю



Вступление

Перед тобой собрание молитв — молитвослов.

Молитвы даны на церковнославянском языке — такими, какими ты можешь услышать их в храме. А также в переводе на современный русский язык: можно молиться по-русски, если тебе так понятнее. Нужные тебе молитвы можно распечатать и на церковно-славянском и на русском языке.

Здесь же ты найдёшь объяснение, когда эти молитвы читаются в храме, как появились и когда ты можешь их читать. Но не думай, что читать их надо только в определённых случаях. Этими замечательными словами можно обратиться к Богу в любых обстоятельствах. Можно и своими словами, а можно и вовсе без слов. Главное, чтобы ты действительно хотел быть услышанным.


О молитве

Может быть, ты уже слышал, что молитва — это труд. Нам хочется сказать тебе ещё, что молитва — это радость, радость общения с Богом. Она приходит, когда отношения с Богом становятся личными, доверительными и ответственными, как в настоящей дружбе.

В молитве мы обращаемся к Богу, открываем себя его воле, пытаемся услышать и понять его. Поэтому важна молитва ежедневная, постоянная, ставшая правилом нашей будничной жизни (отсюда и название — утреннее и вечернее молитвенное правило). Хорошо каждый вечер вспоминать, что в этот день произошло светлого, доброго, и благодарить Бога. Припомнить, что ты сделал в этот день неправильно, о чём сожалеешь, и попросить у Бога прощения и сил не поступать так больше. Такая молитва помогает лучше увидеть самого себя, свою жизнь, своё отношение к людям и к Богу. И не забудь помолиться обо всех любимых и близких тебе людях, а ещё за врагов и обидчиков — по заповеди самого Христа.

Прежде чем молиться, важно понять, сколько у тебя есть для этого времени, а не сколько стpаниц или молитв надо прочесть. Если тебе не хочется побыть с Богом, что толку зачитывать ему молитвослов? И если у тебя нет желания уделить Богу несколько минут из двадцати четыpёх часов суток, может быть, стоит спросить себя, каковы же твои подлинные чувства к нему. Подумай, поступил бы ты так по отношению к своей маме или к друзьям?

Не обязательно читать много молитв. Из предложенных здесь или каких-то ещё ты можешь выбрать те, что ближе тебе, больше нравятся. Молитвенное правило не должно быть в тягость. Если ты сохранишь в себе способность общаться с Богом, эта способность будет расти вместе с тобой.


Молитва предначинательная

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Эти слова произносятся в начале молитвы и перед любым делом. Призывая в начале каждого дела имя Божие, мы напоминаем себе о том, что ежесекундно предстоим перед вечным Богом.

У Бога много имён, но имя Отца, Сына и Святого Духа особенно важно. В нём выражена великая тайна — Бог един в Трех Лицах. От Отца рождается Сын и происходит Дух Святой, и все Три — Одно. Сын воплотился ради нас, пострадал, воскрес, вознёсся на небо и вновь придёт судить всех людей в конце времён. Но Он не покинул нас — Он пребывает в Церкви, в её Святых Таинствах. С помощью Таинств мы вступаем в общение со Всей Пресвятой Троицей — Отцом и Сыном и Святым Духом.

Молитва — это общение с Богом, поэтому мы и обращаемся к Нему по имени, приступая к молитве.

В конце этого призывания, как и в конце многих молитв, мы произносим «Аминь». «Аминь» — это одно из немногих древнееврейских слов, которые оставлены во всех языках без перевода. Смысл слова «аминь» — «да будет», «воистину так». «Аминь» — это слово-печать, которое как бы запечатывает наши слова. Оно подтверждает истинность слов и вместе с тем доводит прошения молитвы до совершенства: «Да, да будет так, Господи!».


Господи, помилуй

В этой молитве мы обращаемся к Господу с просьбой помиловать нас. Несмотря на кажущуюся простоту слов, эта молитва имеет глубокий смысл. Господь, милости Податель, знает всё, что нам необходимо. Обращаясь к нему с этой молитвой, мы вверяем всего себя его благой воле и промыслу.


Молитва Святому Духу

На церковнославянском языке:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

На русском языке:

Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, пребывающий везде и всё наполняющий, Сокровищница благ и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.

Эта молитва обращена к Святому Духу — Третьему Лицу Пресвятой Троицы, Утешителю, который всегда пребывает в сердце православных христиан, если только наши грехи не отвращают Его Лик от нас. Как учит Церковь, Святым Духом поддерживается существование всего сотворённого мира. Именно поэтому Он называется Пребывающим везде и Подателем жизни — как жизни на земле, так и вечной жизни с Богом.

Эта молитва — одно из песнопений праздника Пятидесятницы (или Троицы), когда воспоминается рождение Церкви — сошествие Святого Духа на апостолов. Апостолы основали Церковь, и с тех пор и доныне всякий православный христианин может приобщиться Духом Святым к спасению, совершённому Сыном Божиим.

Святой Дух живёт и действует в Церкви, и потому всякая служба начинается с молитвы Ему. По примеру церковных служб, молитва «Царю Небесный» читается и в домашних молитвах, а также перед началом любого доброго дела.

Эта молитва не читается только в течение пятидесяти дней с Воскресения Христова, то есть Пасхи, до праздника Пятидесятницы. Как воспоминание о том времени, когда Господь уже воскрес, но Дух Святой ещё не сошёл к апостолам. Первые тридцать девять дней молитва «Царю Небесный» заменяется тропарём Пасхи: «Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». В оставшиеся же дни просто пропускается.


Молитва Господня

На церковнославянском языке:

Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

На русском языке:

Отец наш Небесный! Пусть святится имя Твоё и придёт Царство Твоё. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня. И прости нам наши долги, как и мы прощаем нашим должникам. И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Эту молитву называют молитвой Господней. Её можно назвать самой главной из молитв — ей научил нас Сам Господь Иисус Христос. Слова этой молитвы можно найти в Евангелии от Матфея (глава 6, стихи 9-13) и Луки (глава 11, стихи 2-4). Она присутствует во всех церковных службах и содержит в себе все те прошения, которые необходимы для нашего спасения.

Молитва Господня начинается с обращения к Отцу Небесному. Мы называем Бога Отцом, то есть именем самого родного нам человека. Это говорит о большой близости Его к нам, о Его любви к нам, как отца к детям. А ещё о том, что в каждом из нас есть что-то, полученное нами от Бога, как в каждом ребёнке есть унаследованное от родителей.

Затем следует прошение об освящении имени Божия и о наступлении Его Царства. Мы просим помочь нам жить так, чтобы наша жизнь прославляла имя Божие на земле. Ожидание Царства Божия, которое непременно должно наступить, является выражением сути нашей веры. Веры в то, что в конце концов всякий грех и всякое зло будут побеждены навсегда. Это не значит, что мы должны сидеть сложа руки в ожидании конца света. Мы просим Бога стать Хозяином в наших сердцах, чувствах, мыслях уже здесь. Ведь если жизнь каждого из нас и всех вместе будет принадлежать Богу, Царство Божие, по слову Христа, откроется в нас (смотри Евангелие от Луки главу 17, стих 21).

Прошение о том, чтобы воля Божия осуществлялась как на земле, так и на небе, продолжает эту мысль. А также заставляет вспомнить: всё, что происходит с нами, происходит по воле Божией. Произнося слова: «да будет воля Твоя», мы покорно принимаем волю Божию, которая неизменно ведёт нас ко спасению — даже во время трудностей и скорбей.

Прошение о «хлебе насущном» можно понять двояко. Во-первых, как просьбу дать нам всё необходимое для обычной жизни: еду, дом, одежду. И, во-вторых, как просьбу о даровании нам Хлеба, который превыше всего. Это Тело и Кровь Христовы, которым мы приобщаемся в Таинстве Евхаристии.

Потом мы просим Бога простить наши грехи. Ведь только так мы можем помириться с Богом — нашим Отцом. Но прося Господа о прощении, мы и сами должны прощать другим причиняемые нам обиды и огорчения: «прости нам наши долги, как и мы прощаем нашим должникам». Святые отцы говорили, что мы не имеем права читать молитву «Отче наш», если обижаемся на кого-то. Молитва напоминает нам, что отношения с окружающими нас людьми должны быть подлинно христианскими — без этого невозможна духовная жизнь.

Наконец, молитва заканчивается просьбой уберечь нас от тех грехов и ошибок, что могут случиться в будущем («не введи нас во искушение»), а также избавить нас от злого действия падших духов — бесов и сатаны («избавь нас от лукавого»).


Песнь Пресвятой Богородице

На церковнославянском языке:

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

На русском языке:

Радуйся, Дева Богородица! Господь с Тобой, Благодатная Мария! Благословенна Ты среди женщин и благословен Плод Твоей утробы, так как Ты родила Спасителя наших душ.

Эта молитва обращена не к Богу, а к Божьей Матери — Деве Марии, от Которой по Своему человечеству родился Господь Иисус Христос. Она представляет собой пересказ слов архангела Гавриила. Он был послан к Деве Марии возвестить, что от Неё родится Спаситель мира (смотри Евангелие от Луки главу 1, стихи 26-38). Это слова приветствия, обращённые к Марии. В греческом языке, на котором писал евангелист Лука, «радуйся» значит «здравствуй».

Как и «Царю Небесный», эта молитва первоначально была написана как песнопение. Она поётся за воскресным всенощным бдением и входит в состав других служб, а также в состав повседневных молитв.


Достойно есть…

На церковнославянском языке:

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

На русском языке:

Поистине достойно ублажать Тебя, Богородицу, вечно блаженную и пренепорочную, и Матерь Бога Нашего.

Ты честью превосходишь херувимов и во славе своей несравненно выше серафимов. Ты сверхъестественно родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем.

По происхождению «Достойно есть» — песнопение, причём не одно, а два. Более древней является вторая часть — «Честнейшую херувим». Этот текст был написан в VIII веке преподобным Косьмой Маюмским. «Честнейшую херувим» — это прославление Божией Матери, Которая родила «без истления», то есть девственно, Бога-Слова. Поэтому Она выше самых высших ангельских чинов — херувимов и серафимов. Благодаря красоте слов это песнопение стало одним из самых любимых и распространённых в Церкви. Оно употребляется в богослужении и без начальной части («Достойно есть»).

В XI веке «Честнейшую херувим» было дополнено припевом «Достойно есть». Произошло это так. Один монах молился в своей келье на святой горе Афон, воспевая «Честнейшую херувим». И вдруг ему явился некий инок, научил прибавлять к этому песнопению начальный припев «Достойно есть», а затем чудесным образом исчез. Монах понял, что это был не человек, а ангел, и рассказал об этом случае другим афонским монахам. С той поры «Достойно есть» стало одним из любимых православных песнопений.

Эта молитва звучит или в заключении определённых частей службы, или в самом её конце. На домашней молитве «Достойно есть» обычно читается или поётся в самом конце.


Символ веры

В переводе с греческого языка слово «символ» означает «знак». Символ веры — это «знак нашей веры», по нему мы можем понять, что человек, предъявляющий этот знак, — одной с нами веры. Эта вера, общая для всех православных христиан, объединяет нас в единую Церковь.

Символ веры был составлен в IV веке. В это время стали появляться неправильные учения об Иисусе Христе, о Боге Отце и о Духе Святом, то есть о Пресвятой Троице. Богословские споры охватили весь христианский мир и волновали всех — от мирян до патриархов. Случалось так, что значительная часть христиан принимала неправую сторону.

Православная вера и истина восторжествовали на Первом и Втором Вселенских Соборах, состоявшихся в 325 и 381 годах. Вселенским Собором называется собрание представителей большинства Поместных Православных Церквей по вопросам вероучения и церковного устройства. Всего таких соборов было семь. Многие из участников этих соборов впоследствии были признаны Церковью святыми.

Символ веры был составлен на основании древнего христианского текста, известного с апостольских времён. Этот символ закрепил изначальную веру Церкви в то, что Иисус Христос есть истинный единородный Сын Божий, что Святой Дух есть Бог.

Но Символ веры — не просто перечень догматических определений, так и оставшийся на бумаге. Здесь говорится о том, в Кого, во что и как верит вся Церковь. Поэтому Символ веры обязательно должен знать тот, кто хочет креститься. Поэтому на каждой Литургии, православные христиане все вместе поют эти самые вероучительные истины. И поэтому Символ веры включён в домашние молитвы.

Всего в Символе веры двенадцать частей. Здесь ты можешь прочесть его целиком и узнать, что значит каждая из его частей.

На церковнославянском языке:

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5. И воскресшаго в третий день по Писанием. 6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки. 9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11. Чаю воскресения мертвых. 12. И жизни будущаго века. Аминь.

На русском языке:

1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. 2. И в единого Господа Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, рожденного от Отца прежде всякого времени, истинного Бога, рожденного от истинного Бога, как свет рождается от света, рожденного, а не сотворенного, Который одного существа с Богом Отцом и через Которого произошёл весь мир. 3. Сошедшего с небес для нас, людей, и нашего спасения, и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, и сделавшегося истинным человеком. 4. Распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего и погребенного. 5. И воскресшего в третий день, как было предсказано в Писании. 6. И вознесшегося на небеса и сидящего по правую руку Отца. 7. Верую в Господа Иисуса Христа, Который опять придёт во славе, чтобы судить живых и мёртвых, и Его Царству не будет конца. 8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца. Ему (Духу Святому) надлежит поклоняться и славить одинаково с Отцом и Сыном, и Он (Святой Дух) говорил через пророков. 9. В единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10. Я признаю одно истинное крещение в жизни для очищения от грехов. 11. Я ожидаю воскресения мёртвых. 12. И другой, вечной жизни будущего века. Аминь.

1. Верую в Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

Первое слово «верую» для нас очень важное слово, потому что без веры мы не можем жить. Ведь и самое маленькое дело мы начинаем с верой и надеждой, что окончим его успешно. «Без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он (Бог) есть и ищущим Его воздаст», — сказал апостол Павел (Послание к евреям, глава 11, стих 6).

Первый пункт Символа Веры говорит о том, что Бог один и Он — Творец. То есть Им создан мир видимый и невидимый. Видимый мир — это наша земля, это мы с вами и всё, что нас окружает, а невидимый — мир ангелов.

Бог — Вседержитель. Это значит, что, создав мир, Бог не оставил его, но управляет миром по любви и содержит всё творение в Своей воле и власти. Бог любит и заботится о нас больше, чем мы сами себя любим и заботимся о себе. Бог всегда ближе к нам, чем любой другой человек. А значит Он действительно наш небесный Отец.


2. И в Единого Господа Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, рождённого от Отца прежде всякого времени; истинного Бога, рождённого от истинного Бога, как свет рождается от света, рождённого, а не сотворённого, Который одного существа с Богом Отцом и через Которого произошёл весь мир.

В этой части Символа веры говорится о Господе Иисусе Христе — единственном Сыне Божием. И здесь нам раскрывается истина о том, что Бог есть Троица — Единосущная и Нераздельная. На богословском языке об этом говорят так: Бог един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух.

Эта истина открыта нам Самим Иисусом Христом, и в Евангелии мы можем найти указания на троичность Бога. Например, в рассказе о Крещении Христа у Иоанна Крестителя: «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды — и отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил как голубь и опускался на Него. И голос с неба, говорящий: Вот Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Евангелие от Матфея, глава 3, стихи 16-17). Иисус Христос, то есть Бог Сын, ставший человеком, принимает крещение, Бог Дух Святой в виде голубя сходит на Господа Иисуса, и Бог Отец говорит с небес и свидетельствует о Своём Сыне.

Понять тайну Пресвятой Троицы невозможно. Потому Бог и открывает Себя человеку, что не всё доступно человеческому разуму. Чтобы познать Бога, нужна любовь и вера, и только верующему Он открывает Себя. Есть прекрасный рассказ об одном святом, блаженном Августине, который долго и мучительно размышлял об этой тайне Пресвятой Троицы. И вот, бродя как-то по берегу моря и думая всё о том же, святой Августин увидел маленького мальчика. Мальчик выкопал в песке ямку и, зачерпывая из моря ладонями воду, лил её в ямку.

— Что ты делаешь? — спросил Августин.

— Я хочу море перелить в мою ямку, — ответил мальчик.

И святой понял, что этот ответ — указание ему от Бога: как нельзя перелить море в ямку, так нельзя человеку умом постичь сущность Бога.

Что же значат слова: Господь Иисус Христос Сын Божий? Господь — это значит Господин, то есть тот, кто господствует над миром и заботится о нас. Иисусом назвали Его, когда Он родился на земле и это имя на еврейском языке означает Спаситель.

Христом называли Его пророки и это имя — греческий вариант еврейского слова Мессия, что значит Помазанник. Как цари являются помазанниками на царство, так в древности пророки называли Помазанником будущего Спасителя человечества, Который должен стать вечным духовным Царём и Правителем мира.

Сыном Божиим Он называется, потому что рождается от Бога Отца, рождается в вечности, прежде сотворения всего мира и даже прежде сотворения времени. Он не был сотворён, как мы и всякое другое творение. Единородным же Он назван потому, что нет у Бога другого сына.

А слова «через Которого произошёл весь мир» говорят о том, что мир и всё, что в нём есть, было создано Богом Отцом в сотворчестве с Богом Сыном, то есть с Иисусом Христом.


3. Сошедшего с небес для нас, людей, и для нашего спасения и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, и сделавшегося истинным человеком.

Бог Сын сошёл с небес для того, чтобы спасти людей. Но зачем и от чего нас нужно спасать? Спасать нас нужно от греха и вечной смерти.

Грех есть болезнь, доставшаяся человечеству от первых людей Адама и Евы. Захотев стать равными Богу, решив жить без Него, первые люди ослушались любящего Отца. Они выбрали жизнь самодостаточную, стали смертными, зло и грех овладели людьми. Мы же, их потомки, унаследовали эту болезнь (греховность). Мы забыли о радости общения с Богом и уже не замечаем своей скверности, привыкнув к ней.

От всеобщего недуга люди не могли излечить себя сами. Чтобы исцелить нас Бог отдал нам Своего Сына, Который, оставаясь Богом, стал человеком и умер на Кресте за наши грехи.

И здесь же мы узнаём, что Господь родился на земле благодаря схождению на Деву Марию Святого Духа. Так Мария стала Матерью Божией — Пресвятой Богородицей — здесь, на земле. Тайна эта нам непонятна, как непонятна тайна возникновения жизни или судьба человека после смерти. Доказать зачатие без мужа и рождение Христа от Девы невозможно, но Церковь и не стремится это доказать. Напротив, Церковь свидетельствует, что случилось невозможное, непостижимое для ума рождение, но только тогда, когда Сам Бог сошёл на землю.


4. Распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного.

Несмотря на то, что Иисус Христос творил только добрые дела, и учение Его было истинно, люди, которые возлюбили грех больше, чем истину, оклеветали Его, осудили на смерть и распяли.

Господь был не только Богом, но и человеком (подобным нам во всём, кроме греха): как человек страдал и умер, но этим и совершил наше спасение. Из-за Его безгрешности смерть не имела власти над ним, но Он как Бог решил умереть за наши грехи, чтобы потом, как говорит Евангелие, «всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 3, стих 15).

Упоминание в кратком изложении веры Понтия Пилата указывает на историчность всех евангельских событий. Пилат — реальное историческое лицо, римлянин, служивший в I веке в Палестине.


5. И воскресшего в третий день, как было предсказано в Писании.

Господь Иисус Христос воскрес на третий день после Своей смерти, как Он и предсказывал Сам и через пророков. Евангелие не открывает нам, каким образом произошло Воскресение, но повествует, как ученики Христа встретились со своим воскресшим Учителем, и как эта встреча изменила их, перевернула всю жизнь.

В Евангелиях (Евангелие от Матфея, глава 28; от Марка, глава 16; от Луки, глава 24; от Иоанна, глава 20) рассказывается о том, что после смерти Христа ученики выпросили Его тело у властей и погребли в пещере. Наступала суббота, и все разошлись по домам, потому что, согласно еврейскому закону, в субботу нельзя было ничего делать. А через день, на рассвете, к пещере пришли женщины, следовавшие за Христом во время Его жизни и страданий. Они хотели омыть тело Христа душистыми маслами — миром. Подойдя к пещере, жёны-мироносицы обнаружили, что тела Христа там нет. И увидели ангела, который сказал им: «Не ужасайтесь, вы ищете Христа распятого, Он воскрес — Его здесь нет. Идите, скажите ученикам Его». Первой Воскресшего Господа увидела Мария Магдалина. Ученики не сразу поверили в Воскресение Христово. Он являлся им снова и снова, и не сразу они узнавали Его. Ведь Воскресение Христа было не просто возвращением к прежней жизни, а преображением Его тела, началом новой жизни — жизни, неподвластной смерти.

Христианская вера с самого начала есть вера в Воскресение Христа. Это Воскресение означает окончательную победу над грехом и возвещает людям освобождение от последствия греха — от смерти. Апостол Павел, обращаясь к коринфским христианам, пишет: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (Первое Послание коринфянам, глава 15, стих 14).


6. И вознёсшегося на небеса и сидящего по правую руку Отца.

На сороковой день после Воскресения Господь Иисус Христос в присутствии учеников и Пресвятой Богородицы вознёсся на небо. Евангелие рассказывает, что Христос вывел Своих учеников из города и, подняв руки, благословил их. И когда благословлял, стал отдаляться и возноситься на небо, и затем облако скрыло Его от учеников (Евангелие от Луки, глава 24, стихи 50-53; Евангелие от Марка, глава 16, стих 19-20).

Евангелие не уточняет, что это за небо. Не стоит думать, что Христос вознёсся в какое-то конкретное место во вселенной, скорее это Вознесение означает состояние непосредственной близости к Богу. Отсюда мы познаём, что Христос и как человек имеет теперь равные с Богом Отцом славу, силу и могущество.


7. Верую в Господа Иисуса Христа, Который снова придёт во славе, чтобы судить живых и мёртвых и Его Царству не будет конца.

Христиане верят, что настанет день, когда совершится второе пришествие на землю Господа Иисуса Христа. И Он придёт не как в первый раз, а со славою, то есть во всей Своей силе и всемогуществе. Но нам не известен этот день, потому что Бог не открыл нам эту тайну, и мы должны быть всегда готовы к этому. Ещё здесь говориться, что Бог будет судить не только тех, кто будет жив в момент Его пришествия. Он воскресит и мёртвых и будет судить всех людей за все поступки, за все слова, за все мысли, то есть за всю нашу жизнь.

Христос Господь сказал: «Не всякий говорящий мне: «Господи, Господи» войдёт в Царствие Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21). Если мы будем достойны, Господь простит нам наши грехи, и мы наследуем жизнь вечную в Его Царствии. Но для этого мы должны подражать Христу не только словами, но, прежде всего, делами нашими.


8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца. Ему (Духу Святому) надлежит поклоняться и славить Его одинаково с Отцом и Сыном, и Он (Святой Дух) говорил через пророков.

Здесь говорится о Духе Святом — третьем лице Святой Троицы. Господом Он называется потому, что Он есть истинный Бог. Животворящим же он называется потому, что вместе с Богом Отцом и Сыном даёт Своим творениям жизнь, особенно духовную жизнь, людям.

О том, что Дух Святой исходит от Отца, сказал нам сам Иисус Христос. Исхождение от Отца есть такое же неотъемлемое свойство Духа Святого, как рождение Сына от Бога Отца.

Отсюда мы также узнаём, что Дух Святой имеет ту же славу и то же могущество, что и другие лица Святой Троицы. Христиане поклоняются Ему и прославляют Его вместе с Отцом и Сыном. Дух Святой через праведников (пророков, апостолов и святых людей) возвещает нам божественные истины.


9. В Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Объяснение этой части Символа Веры ты можешь узнать в разделе «Что такое Церковь».


10. Я признаю одно истинное крещение в жизни для очищения от грехов.

Чтобы стать христианином, необходимо креститься и стать членом Церкви. Крещение — это начало новой, духовной жизни человека, в нём он отказывается от зла, соединяется с Христом и получает дары Духа Святого.


11. Я ожидаю воскресения мёртвых.

Бог обещал нам всем, что в конце этого мира мы все воскреснем. И потому все христиане призваны ожидать этого воскресения, чтобы быть готовыми к нему и достойными жизни с Богом — вечной жизни.


12. И другой, вечной жизни будущего века. Аминь.

После воскресения мёртвых все люди встретятся лицом к лицу с Богом, с его любовью, праведностью, святостью и чистотой. Для тех, кто хоть в какой-то мере обладает этими качествами, встреча с Богом будет радостной и светлой. Её можно сравнить со встречей потерявшихся детей с родителями. Апостол Павел так писал об этом: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (Первое Послание коринфянам, глава 2, стих 9).

Для тех же людей, которые провели земную жизнь в служении своим страстям, забыли ближних своих и Бога, не подготовили себя к вечной жизни, эта встреча будет в осуждение. Потому что в их жизни не найдется ничего, что хоть как-то созвучно с Богом. Как человеку с больными глазами больно смотреть на свет, так и грешнику тягостна близость Божия.


Молитва к Ангелу-хранителю

На церковнославянском языке:

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

На русском языке:

Ангел Божий, хранитель мой святой, данный мне с небес от Бога для защиты. Усердно прошу тебя: ты меня сегодня просвети и от всякого зла сохрани, на доброе дело наставь и на путь спасения направь. Аминь.

В этой молитве мы обращаемся к нашему Ангелу-хранителю, который даруется человеку во время его Крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, неотступно сопровождая его и ограждая от всяких зол и напастей.

Вера в существование Ангелов-хранителей в христианской Церкви получила широкое распространение уже в апостольские времена, о чем свидетельствует чудесный случай освобождения апостола Петра из темницы (смотри Деяние святых апостолов глава 12, стихи 7-17). Люди, находившиеся в доме Марии, матери Иоанна Марка, не поверили служанке, утверждавшей, что апостол Петр освобождён и стоит у двери дома, и полагали, что это был Ангел-хранитель апостола (смотри Деяние святых апостолов глава 12, стих 15).

Ангел Божий не только охраняет нас, но и побуждает нас к совершению богоугодных дел, дел любви и милосердия, помогает бороться с дурными помыслами и желаниями. Совершая же плохие поступки, преступая заповеди Божии, мы оскорбляем и печалим его. Будем же всегда помнить, что с нами невидимо предстоят наши небесные заступники — Ангелы-хранители, и будем направлять наши молитвенные прошения к ним за помощью, веруя, что она последует незамедлительно.

 


http://www.patriarch-detyam.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели