Иоакимо — Анновский  храм  Можайска

Записки паломника. Храм Димитрия Солунского (Шимоново)

Побывали с оказией в местечке, которое, как я погляжу, хорошо известно, например, тем же геокэшерам. Испытали ни с чем не сравнимое удовольствие, в очередной раз прикоснувшись к древней истории нашей страны.

Итак, на этот раз мы оказались в селе Шимоново (вернее, в том, что от него осталось), которое находится в Можайском районе на самом краю Московской области. Дорога к нему заканчивается около соседнего села шлагбаумом.  Дальше идет грунтовка через поле порядка 5-6 км. От шлагбаума прекрасно видно силуэт церкви, расположенной на холме. Нам повезло, что сухо, поэтому мы с комфортом въехали в центр села.

«Село», это, конечно, громко сказано. На данный момент оно состоит из пары довольно прилично выглядящих домов с участками, скорее всего владений дачников, и пары брошенных строений. На самом въезде расположен большой участок, обнесенный красной лентой,  с малой долей свежих стройматериалов и сиротливыми остатками русской печки.

Очевидно, что там относительно недавно был пожар. И действительно, в сети сказано, что году в 2006м этот участок вместе с соседним сгорел, когда жгли траву в полях.
Из центра села открывается вид на старую церковь.

Пока не распустилась зелень и не встала трава, все прекрасно просматривается, включая церковный пруд, заросший камышом, деревянный мосток на месте разрушенного каменно-кирпичного, колодец, спрятанный в зарослях, и, наконец, само полуразрушенное здание храма.

У этой церкви, как, собственно и у самого села древняя и довольно примечательнаяистория.

Название села, вероятно, восходит к имени владельца Ивана Шимонова, дьяка удельного князя Михаила Андреевича Верейского, жившего в середине XV века.

В конце XVI и в XVII веков село, находившееся в Верейском уезде Городского стана, известно как вотчина дворян Радиловых. Царем Феодором Иоанновичем село было пожаловано в вотчину Матвею Радилову, потом перешло к его сыну Ивану. Во время польско-литовского нашестви в Смутное время оно было разорено и уничтожено . В 1628 г. внук Матвея Максим Иванович Радилов (он был воеводой в Туринске и Тюмени) подал челобитную, в которой отражен страшный разгром страны после гражданской войны, интервенции и безвластия: “Родовая, старинная их (Радиловых) вотчина, пустошь, что было село Шиманово на речке Конопленке, все пусто. И прадед, и дед, и братья, и племянники все померли, и иные на государевой службе побиты, и ныне опричь де его – Максима и сына его Богдана Радиловых вотчичей нет никого”. Селом владели Богдан Максимович, потом его дети Никита, Феодор и Степан. В 1671 г. Степан Богданович Радилов отдал половину села в приданое сестре Наталье при выходе ее замуж за Ивана Васильевича Приклонского. После смерти Степана Богдановича его половина села перешла к сыну Ивану.

В 1749 г. подполковник Максим Федорович Радилов испросил разрешение на постройку деревянного храма, который был освящен в честь Великомученика Димитрия Солунского 15 октября того же года. У церкви были захоронения Радиловых, стояли памятники.

Через 50 лет в 1800 г. помещица вдова майора Елизавета Андреевна обратилась к митрополиту Платону с просьбой о разрешении на строительство вместо деревянного храма, который пришел в крайнюю ветхость, построить новый каменный (оштукатуренный кирпичый) ротондальный храм во имя Димитрия Солунского с приделом преподобного Александра Свирского в стиле классицизма, с трех сторон окруженный ротондами алтаря. Но храм был выстроен с двумя приделами; в одном из приделов поставили иконостас из деревянного храма.  В плане храм близок построенному М.Ф. Казаковым московскому храму Косьмы и Дамиана на Маросейке. Рядом с храмом выстроена колокольня и соединена с храмом навесом.

Храмоздательница сделала вклад, передала в храм: родовые иконы Нерукотворного Спаса, Казанской Божией Матери и другие иконы. Отведено: земли усадебной – 2 десятины, а пашенной и сенокосной – 34 десятины. При храме: священник и псаломщик, получали жалования 394 рубля в год. В приходе храма состояли: село Шимоново – 27 дворов; деревни: Иваньково – 18 дворов (в 1 версте от церкви), Шеина – 20 дворов (в 1 версте), Разстригина – 14 дворов (в 2 вестах), Марьина – 23 двора (в 3 верстах), Головина – 52 двора (в 5 верстах).

В 1812 году в  селе Шимоново было 27 дворов. Радилова Елизавета Андреевна, жена секунд-майора Радилова, в Московское ополчение направила девять человек. Можно предположить, что они приняли участие в Бородинском сражении. Французы сожгли в селе три дома. Помещица Радилова Е.А. на постройку домов выдала пострадавшим лес.

С точки зрения культурного прошлого интересен тот факт, что история этого села имеет косвенное отношение к великому русскому поэту А.С.Пушкину: с XIX в. селом владел Афанасий Николаевич Гончаров (1760-1832гг.), надворный советник и жалованный потомственный дворянин, дед супруги А.С.Пушкина Наталии Николаевны. Кстати сказать, на тот момент в селе было домов – 19, взрослого населения – 128 человек (из них: 69 душ мужского пола, 59 – женского). Гончаровы владели селом до конца XIX в. Евгения Петровна Гончарова (1876-1930) венчалась 29.07.1894 в храме Дмитрия Солунского села Шимоново.Так что через село Шимоново вполне могла проезжать Наталья Николаевна Пушкина. После смерти мужа в феврале 1837 года Наталья Николаевна Гончарова-Пушкина с детьми и сестрой отправилась в родовое поместье – Полотняный завод. Дорога в имение проходила на Калугу через Можайск на Шимоново и далее. Вполне Н.Н. Пушкина могла заходить в церковь.

В 1895 г. в этой церкви был освящен еще один придел во имя преподобного Сергия Радонежского.

Известно, что в апреле1921 году в церковь Димитрия Солунского в село Шимоново был направлен иеродьякон Владимир (Волков Григорий Нилович, 21.04.1878, дер. М. Палатки Юхновского у. Смоленской губ.- 25.03.1938, полигон Бутово под Москвой, ныне в черте Москвы), при церкви служил до 1930 года .

Краткое описание той архитектуры, что мы должны были бы лицезреть, выглядит следующим образом.

Двусветная ротонда храма перекрыта куполом с люкарнами, на котором поставлен световой барабан, несущий главку. С юго-запада и северо-запада к ней примыкают ротондальные объемы приделов, завершенные собственными куполами с декоративными главками. К приделам с запада примыкает небольшая прямоугольная трапезная. Алтарь и колокольня разобраны. Декоративное убранство здания весьма сдержанно, боковые входы в храм украшены двухколонными портиками. 

Здание храма ныне сильно разрушено, заброшено, находится в аварийном состоянии, своды трапезной также разрушены, от росписей не осталось и следа.
 

 
 
 
 
 

 

Стены храма облюбовали птички для своих гнезд. По-моему, очень практичное решение 🙂 Два гнезда были уже пустые, а в третье регулярно залетала пичужка. Мы решили ее не нервировать и сфотографировали другие.

 

По информации с официального сайта Можайского муниципального района богослужения в ней совершаются в рамках миссионерских походов учащихся воскресной школы Никольского собора г. Можайска. Но мне кажется, что эта информация устаревшая. Хотя о том, что кто-то все же поддерживает храм в, так сказать, духовном состоянии свидетельствуют иконки в нишах, а также кулич и бутылка кагора на невесть откуда взявшейся тумбочке.
 

 


Кроме того, на сайте Московской епархии есть сведения о том, что у церкви существует настоятель: протоиерей Александр Михайлович Гудов, 1971 гр. (кстати, по этой ссылке можно все про него узнать и даже на него посмотреть, о как). Наверное, иконки, кулич и кагор его рук дело.

Пишут, что территория села находится под присмотром.  Имеется в виду, что рядом с храмом находится хозяйство местного фермера Бориса Николаевича. Характеристику ему дали такую, что дядя он добрый и общительный, но и весьма строгий, так что лучше его не беспокоить без надобности. Мы и не беспокоили 🙂 Мы его вообще там не видели, только вот вычитали про него постфактум.
Похоже, это реконструкция того, как когда-то, вероятно, выглядел этот храм.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели