Иоакимо — Анновский  храм  Можайска

А МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ

Протоиерей Александр Авдюгин

Панихида Троицкой субботы окончилась. Разобрали прихожанки с прихожанами свои поминальные кануны, поклонились уже закрытым царским вратам и торопливо разошлись к грядущему празднику готовиться. Троица хоть и непонятна для многих, но торжество великое, испокон веков день знаковый и радостный.

Валентина, устало вздыхая, сидела на своем видавшем виды стульчике в церковной лавке. Да и как не устать? С раннего утра записки поминальные, свечи разнокалиберные и из года в год повторяющийся вопрос о разнице между поминанием на проскомидии и на самой Литургии. Свои-то, постоянные, знают премудрости эти, а вот те, которые не часто хождением в церковь себя утруждают, смотрят недоуменно и математику приходскую с трудом понимают.

Отдыхает глава лавки приходской на скамеечке и планы планирует: «Сейчас передохну маленько, и пойдем с детишками батюшкиными веток наломаем да травы пахучей накосим. Храм к празднику украсим. До всенощной еще и домой сбегать смогу, по хозяйству управиться…»

Распланировала все Валентина, куда какую ветку зеленую в храме пристроить, как снопик травяной связать, на который священник книгу с молитвами Троицкими положит, когда, стоя на коленках, читать их будет. Все ясно, понятно, известно и радостно. Да и как не радоваться? Только на Троицу так храм украшают. Аромат от чабреца, мяты, травы всяческой, когда с ладаном кадильным перемешается, удивительный и неповторимый. В прошлом году мальчонка местный у бабушки своей спрашивал:

– Ба, а в раю тоже так пахнет?

Пора уже идти. Пересиливая усталость, поднялась Валентина, но тут дверь церковная приоткрылась, и изначально в ней материализовалась женская голова с обильно накрашенными губами.

– Вы работаете?

– Да, – ответила Валентина, – работаем.

– Вот хорошо, а то я к вам никак не дойду: все некогда.

Голова преобразовалась в дородную женскую фигуру – издали лет средних, но когда подошла поближе, средние года трансформировались в предпенсионные.

– Скажите, а у вас крестики серебряные есть?

– Есть.

– А можно посмотреть?

Валентина вынула из-под стекла обтянутую бархатной тканью прямоугольную фанерку, которая лет десять использовалась в алтаре в качестве подставки для просфор, а теперь стала держателем драгоценностей. На черной мохнатой плоскости в три ряда располагались нательные крестики различных видов и размеров.

Женщина, которую Валентина тут же нарекла «дамочкой», внимательно осмотрела каждое изделие, даже пальцами все потрогала. Затем последовал стандартный вопрос, с серебром связанный:

– А они не темнеют?

– Нет, не темнеют, – ответствовала Валентина.

Дамочка скептически усмехнулась и продолжила:

– Да знаю я, что они на тех темнеют, у кого грехов много.

Глупости это, – возразила Валентина.

– Как это глупости? Вы же в церкви работаете и элементарных вещей не знаете! Что крестики на тех темнеют, у кого грехов много…

– Как это глупости? – резко встрепенулась дамочка. – Вы же в церкви работаете и таких элементарных вещей не знаете!

Валентина решила не возражать, тем более что процесс осмотра и выбора крестика затягивался, а трава с ветками оставались в поле и лесопосадке.

Крестик был выбран. Глава церковной лавки облегченно вздохнула.

Рано обрадовалась. Последовало неожиданное:

– А цепочки серебряные у вас есть?

– Есть, – выдохнула Валентина.

– А можно посмотреть?

Валентина со вздохом достала иную «плоскость» в бархатном облачении, на которой покоилось полтора десятка разнокалиберных цепочек. Последовал неторопливый выбор, причем дамочка решила почти каждую примерить и недовольно отвергла весь ассортимент, потому что те, которые ей нравились, на могучей шее превращались в драгоценный удавливающий обруч, а длинные прятались в расщелине пышной груди.

Без комментариев не обошлось.

– Мне надо, чтобы крестик все видели, – рассуждала дамочка, – а здесь или маленькие, или длинные. А укоротить нельзя?

– Нельзя, – кротко ответила Валентина.

– Безобразие, – констатировала дамочка, отодвигая от себя набор цепочек.

У входа в храм уже почти полчаса ожидали тетю Валю двое батюшкиных ребятишек. Они собрались помогать украшать к Троице храм и теперь раз за разом с призывными взглядами заходили в церковь.

В кои веки Валентина была не рада потенциальному покупателю и даже возликовала в душе, когда дама, рассчитавшись за крестик, начала укладывать его в сумку.

– Я скоро выйду, – крикнула Валентина ребятишкам и тут же осеклась.

Дамочка обратила свой взгляд на полки церковной лавки, где расположились многочисленные разноликие иконы. После неторопливого осмотра последовал вопрос:

– Скажите, а у вас икона Девы Марии есть?

– Есть… – обреченно ответила Валентина.

– А можно посмотреть?

– Так смотрите! – сдерживая раздражение, промолвила Валентина. – Вот «Казанская», вот «Донская», вот «Всех скорбящих Радость», вот «Смоленская»…

– Это все Дева Мария? – скептически спросила привередливая покупательница.

– Да, эти все и другие на этой полке стоящие – образы Божией Матери.

– Милочка, я ведь у вас прошу икону Девы Марии, а вы мне Мать Бога предлагаете, – возмутилась дама. – Если нету, так и скажите, что нету.

Здесь Валентина не выдержала и минут пять втолковывала пришедшей, что Дева Мария и Богородица есть одно и то же.

Дама внимательно слушала и даже руками всплескивала, а по окончании катехизаторского спича Валентины выдала сакральный и удивленный возглас:

– Да не может быть! А можно посмотреть? – и дама указала на весь Богородичный ряд.

Валентина уже ничего не сказала, она с невесть откуда взявшимся тоскливым безразличием снимала с полки иконы Божией Матери.

Выбор был длительный, с рассматриванием, расспросами, репликами и комментариями.

Помощники Валентины куда-то убежали, часы церковные неумолимо доказывали, что времени на визит домой у работника церковной лавки уже не осталось, а храм терпеливо ожидал Троицких зеленых украшений.

Покупательница, перебрав более дюжины икон, остановила свой выбор на образе «Умиление».

– Вот. Эту возьму, – указала дама на икону «Умиление». – Эта больше всего на Деву похожа. Без Ребенка на руках, по крайней мере

– Вот. Эту возьму, – протянула она икону Валентине и добавила: – Эта больше всего на Деву похожа. Без Ребенка на руках, по крайней мере.

Валентина молча отсчитала сдачу, проводила дамочку горестным взглядом и, как и три часа назад, устало присела на старенькую приходскую скамеечку.

Слов не было. Мыслей и времени тоже.

Во время этой православной нирваны церковная дверь вновь приоткрылась и в храм заглянул отец настоятель. Не только заглянул, но еще и спросил:

– А можно посмотреть, как вы храм украсили?..

Перейти к верхней панели