Иоакимо — Анновский  храм  Можайска

Как подготовиться к рождению ребенка?

Правильно поступают те мамы, которые, совершая кормление младенцев грудью, напевают в это время Архангельское приветствие Божией Матери, изшедшее из уст Небожителя: Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших! Вот что значит, по старинному доброму выражению, всосать благочестие с молоком матери! И точно, слова чудной молитвы освящают ребенка, и мир Божий почивает на нем.

Протоиерей Артемий Владимиров (XX-XXI вв.)

 Я часто советую женщинам: с момента, когда вы беременны, читайте Евангелие по-новому, новыми глазами, глазами матери, которая учится у Христа тому, как быть дочерью Живого Бога и как научить своего ребенка — уже теперь и особенно в будущем — быть ребенком в Царствии Божием; и я им так же советую углубить свою молитвенную жизнь.

 И когда я говорю о молитвенной жизни, я говорю не о том, чтобы вдобавок к вечерним или утренним молитвам мать читала большее число акафистов и т.д., я говорю не о молитвословии, а о молитве в самом существе: о предстоянии перед Богом и о встрече с Богом. Разные оттенки молитвенной жизни должны развиться, вырасти, углубиться, потому что одно временно с тем, что происходит с будущей матерью, это же происходит с ребенком.

 Для беременной женщины велика также роль исповеди и причастия Святых Тайн. Исповедь опять-таки я имею в виду не формально-обязательную, а как постепенное очищение себя от всего того, что может ранить, опорочить зачинающегося или зачатого ребенка. Я думаю, что беременная женщина должна причащаться часто, но не просто механически, потому что настало воскресенье или какой-нибудь праздничный день. Она должна причащаться как можно чаще, но со строгой, внимательной подготовкой, так, чтобы каждый раз, когда она приходит к причащению, это было завершением какого-то хоть небольшого участка ее духовного пути очищения сердца, ума и прошлой своей жизни.

Антоний, митрополит Сурожский

Как назвать ребенка?

Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого. Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение.

Антоний, митрополит Сурожский (1914-2003).

Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.

Получая такие имена, мы верою и надеждою прививаемся, так сказать, к свойствам и приобщаемся благодати живших прежде нас человеков, которых не имена только, Божиим предопределением, а их верою и надеждою написаны на небесах, но которые уже и сами действительно на небесах обитают, и для привлечения туда и нас невидимо простирают руки, или, лучше сказать, действуют невидимой силою молитвенною и благодатною.

Давать имена детям не без разбора, либо с поверхностным разбором приятных или неприятных звуков и тому подобного, но с мыслию о благочестивых предках, которых души способны преподать действенное благословение потомкам, а еще лучше с верою к святым, которых молитвы и благословения, без сомнения, благотворны.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).

Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих. И пирушки на радостях о рождении тоже криво пошли. Если сдюжаешь, переверни на другой лад и это. Бедным и нуждающимся раздай, что бы следовало потратить на пирушку. И это без всяких соображений. Каких бедных Бог пошлёт, тем и раздай. Бог всё видит.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).

Если затрудняемся в выборе имени, относящегося ко дню рождения младенца, то давайте посмотрим на восьмой день появления его на свет Божий. Воспомянем, что в древности, еще в ветхозаветные времена, именно в восьмой день нарекали имя младенцам, ведь восемь — число, обозначающее вечность. И, может быть, в восьмой день, найдем мы то самое имя, которое окажется святым и вещим для нашего младенца. А что, если и восьмой день ничего нам не скажет? Тогда посмотрим сороковой день, ибо часто матери, коль младенец здоров и нет опасности для жизни, на сороковой день приходят в храм или приглашают домой священника, дабы батюшка почитал над ними очистительные молитвы, и они вновь могли приступить к исповеди и причащению, дабы Бог в этот сороковой день сподобил дитя Света Небесного, Света Крещения, сопричислил его сонму избранников своих. Но сороковой день тоже может нам ничего не сказать, — тогда как?

Знайте, что Православие это не учебник Советского права. Православие шире всех учебников и всех параграфов, всех законнических предписаний, поэтому, может быть, у вас уже приуготовлено имя для младенца. Предположим, родился мальчик, а вы уже внутренне желали посвятить его Богу и покровительству чудотворца Николая. Осудит ли вас Господь, если вы как бы и некстати, как бы не по расписанию даруете младенцу это имя, означающее в переводе с греческого «победитель народов»? Конечно нет! Православие ведь познается сердцем, и лишь только сердцем даровано нам приближаться к Богу, сердцем и умом, а не одним только умом. Поэтому можно называть ребенка и по наитию, по сердечному чувству, по особому почитанию того или другого угодника Божия.

Протоиерей Артемий Владимиров (XX-XXI вв.).
Когда начинать духовное воспитание ребенка?

Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.

(Притч. 22, 6).

Не учили поперек лавочки, во всю вытянулся не научишь.

Русская пословица.

Наставление в благочестии и страхе Божием должно быть с младенчества, как только дети начинают хотя мало что разуметь, поскольку этот возраст, как незлобивый, весьма восприимчив к добру или злу.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

Опыт свидетельствует, что дети, начиная с двух-трёх-четырёх лет и выше, постигают всею цельностью своего духа, всею цельностью чутья умственного, нравственного и эстетического, постигают так поэтически глубоко, как не способны постигать люди созревшие или перезревшие. Сознанию и сердцу ребёнка двух-трёх лет доступно понять, что Бог живёт на небе, даёт хлеб и всё хорошее; что нужно молиться Ему утром и вечером, стоя благоговейно пред иконою. Дитя трёх-четырёхлетнее может в уединённой комнате, без свидетелей, без подсказа, останавливаться пред иконою с трогательным умилением и понимать, что вот это распятый Христос, а по сторонам Матерь и Апостол плачут; а вот воин с копьём, которым иудеи прокололи Христа, а вот гвозди, а вот терновый венец, а там солнце свой лик потаило, а то петух стоит, который ночью, когда мучили Иисуса Христа, кричал; а то бичи, которыми били Христа, и т. д. И что-то поверх этих понятий роится в детской головке.
Ребёнок семилетнего возраста на исповеди, может быть, не очень ясно понимает вопрос духовника: Каешься ли? но отлично понимает, что значит грешить, и что значит грешно, и что Бог за грехи накажет и духовник не похвалит.

Говорят, дитя не понимает религию. Наоборот, оно-то и понимает. Взрослые понимают, но не постигают религию. А дети постигают, постигают детским чистым сердцем, чистой душой.

Никанор (Бровкович), архиепископ (1826-1890).

Конечно, дитя не может обнять своим умом истин религии; но религия требует не столько ума, сколько сердца: Блаженны чистые сердцем, — говорит Слово Божие,- ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8), сердцем веруют к праведности (Рим. 10, 10). Разум дитяти, конечно, слаб, но зато свободен от предрассудков и потому восприимчивее для истины.

Откладывать религиозное воспитание человека до позднейшего времени в высшей степени опасно. Что легче соблазнить, как не детский возраст? Дитя не знает опытно следствий от заблуждений и пороков; оно не подозревает ни в ком обмана и верит всякому. Следовательно, по какому скользкому пути пойдет оно и как скоро может пасть, если религия не защитит его пробуждающегося разума, прежде, нежели овладели им предрассудки и ложные правила! Когда человек вступит в свет, повсюду подстерегают его случаи ко греху, — повсюду люди, которые своим примером внушают расположение к чувственности. Сначала овладевает человеком робость и некоторый страх; но мало-помалу это чувство ослабевает и, наконец, совершенно может исчезнуть.

Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836-1908).
Как рождение детей влияет на родителей?

Ребёнок служит чем-то вроде мостика, так что тут уже трое составляют одну плоть, потому что дитя соединяет одну сторону с другою. Всё равно как два города, разделённые рекою, составляют один город, если есть мост, который поддерживает между ними взаимное сообщение, и здесь то же или ещё больше, так как этот мостик устроен из существа их обоих.

Святитель Иоанн Златоуст (407).

Скрепляя брачный союз супругов и удерживая их от многого дурного, дети способствуют развитию в семьянине самоотвержения, любви к другим и взаимопомощи. Необходимость переносить труды и лишения для своей семьи препятствует развитию самолюбия и холодности; желание окружить свою семью возможными удобствами и безопасностью побуждает семейного человека сближаться с другими, с соседями и сослуживцами, пользоваться их услугами и помогать им, не ограничиваясь заботами только о своей семье. Сознавая, что благоденствие его семьи тесно связано с благоденствием окружающих его людей, он становится мягче, отзывчивее на нужды других и в нём является постоянная готовность по силам помогать им. Это расположение служить другим постоянно крепнет в нём; он уже любит своих соседей, односельчан, соотечественников; он считает своим долгом заботиться о благе общества, принести ему посильное добро и пользу и при дальнейшем развитии этого доброго направления в человеке образуется тот высокий христианский нравственный характер, при котором сделать добро другому лучше удовольствие, и человек не останавливается ни перед чем, когда нужна помощь и услуга ближнему.

Диакон И. Розанов (XIX-XX вв.)

Влияние матери на ребенка?

Птица радуется весне, а младенец матери.

Русская пословица.

Наставления других действуют на ум, а наставления матери на сердце.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

Мать предмет всей любви и нежности ребёнка, стоит с благоговейным выражением лица и молится пред иконою Спасителя: дитя посмотрит то на неё, то на образ и нет нужды в долгих объяснениях того, что это значит. Вот первые безмолвные уроки богопознания.

Амвросий (Ключарев), архиепископ (XIX век).

Наставники церковные советуют матери молиться, но молиться не формально, не просто произносить молитвы, не молитвословить, а общаться с Богом, делиться с Ним всей своей радостью, всем своим трепетом, дать Богу действовать в ней. Можно молиться вслух, потому что звук этой молитвы непонятным образом доходит до зародыша, до постепенно формирующегося ребенка. Если молитва произносится благоговейно, тихо, вдумчиво, этот ребенок уже приобщается к тайне материнской молитвы. Это изумительно! А когда ребенок родится, то необходимо продолжать молиться над ним, над колыбелью: петь ему песни церковные; молиться церковными словами, когда он еще слов не понимает, но через звук голоса может воспринять молитвенную настроенность и через нее ожить к области молитвы, к области приобщенности к Богу.

Митрополит Сурожский Антоний (1914-2003).

Во время гонения язычников на христиан одна мать-христианка говорила своему сыну, подготовляя его к исповедничеству: Сын мой! Не считай свои годы, но с самых юных лет начинай в сердце твоём носить истинного Бога. Ничто на свете не достойно столь горячей любви, как Бог; ты скоро увидишь, что для Него оставляешь и что в Нем приобретаешь. Внушения матери не остались напрасными. Сын не отрёкся от своей веры во время гонения.

Богослов Герман Шиманский (1915-1961).

Рождение и воспитание чад в страхе Божием есть такое средство, каким каждая жена может действовать во спасение не только своё, но и других целых семейств и обществ. И во-первых, рождением. Это у истинно христианской жены не одно плотское действие: она зачинает не от одной плоти и крови. Для сего у христиан брак и есть таинство; для сего супруги при венчании и приемлют благодать освящения. Рожденные в страхе Божием чада бывают святы и приносят с собою на свет благословение миру. Второе, неисчислимое по своим плодам, средство у матери действовать ко благу человечества есть христианское воспитание детей. Мать долгое время составляет для младенца целый мир: в очах её он видит в первый раз рай или ад Отца Небесного или духов злобы. Немного может сообщить мать младенцу, но это немногое даётся на всю жизнь. Язык матери состоит более из действий, чем из слов, но он тем вразумительнее и незабвеннее. Образ благочестивой матери остаётся у некоторых последней святыней, когда всё святое потеряно, и всё ещё охраняет от последнего ниспадения в бездну нечестия или отчаяния.

Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский (1800-1857).

Благодарю тебя, любезнейшая мать! Я вечно останусь твоим должником. Когда замечал я твой взор, твои телодвижения, твоё хождение пред Богом, твои страдания, твоё молчание, твои дары, твои труды, твою благословляющую руку, твою тихую, постоянную молитву, тогда, с самых ранних лет, каждый раз как бы вновь возрождалась во мне жизнь духа чувство благочестия, и этого чувства не могли после истребить никакие понятия, никакие сомнение, никакие обольщения, никакие вредные примеры, даже никакие грехи. Ещё живёт во мне эта жизнь духа, хотя уже протекло более сорока лет, как ты оставила временную жизнь.

Священник Григорий Дьяченко (XIX век).

Бывало нашалишь, а матушка и скажет: Гоня, не шали, вот ты все не слушаешь, шалишь, а мне ответ надо за тебя отдать Богу. Ты своими шалостями грехи выращиваешь потом и сам с ними не сладишь.
А молодость берет свое: как ни удерживаюсь опять и нашалю… Тут матушка бывало станет на колени перед образами и начинает со слезами вслух жаловаться на меня Богу и молиться: Господи, вот я вымолила у Тебя сына, а он все шалит, не слушает меня. Что же мне с ним делать?.. И сам погибнуть может и меня погубить… Господи, не оставь, вразуми его, чтобы не шалил… И всё в этом роде, молится вслух, плачет. А я стою возле, притихну, слушаю ее жалобы. Стыдно мне станет, да и матушку жаль.
Матушка, а матушка… я больше не буду, шепчу ей несмело. А она всё просит Бога обо мне. Я опять обещаю не шалить, да и сам уж начну молиться рядом с матушкой.

Схиархимандрит Гавриил (1915).

О ПОЧИТАНИИ РОДИТЕЛЕЙ!

Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.

(Кол. 3, 20).

Боящийся Бога почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его… Сын! Прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей.

(Сир. 3, 7, 12-13).

Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится.

(Притч. 23, 22).

Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.

(Еф. 6, 2-3).

Подсади деда на печь, тебя внуки подсадят.

Есть старый убил бы его; нет старого купил бы его.

Нет такого дружка, как родная матушка.

На свете всё найдешь, кроме отца и матери.

Живы родители почитай, померли поминай!

Русские пословицы.

Заметь, какое удивительное основание для добродетели полагает апостол и справедливо в почитании и уважении родителей! Запретив худые поступки и намереваясь приступить о добрых делах, он заповедует, прежде всего, почтение к родителям, так как они для нас после Бога главные виновники жизни; поэтому справедливо они же первые имеют право вкусить от нас добрых [плодов], а потом и прочие люди. Если же кто непочтителен к родителям, тот будет ли когда-нибудь таковым в отношении к сторонним лицам?

Святитель Иоанн Златоуст (407).

Если мы подумаем, что сделали для нас наши родители, то будем поражены неизмеримостью нашего долга перед ними.

Святитель Амвросий Медиоланский (IV век).

О! Как почтенны должны быть для меня виновники моего бытия отец мой и мать моя! Они дали мне бытие во времени и вечности; ввели меня по воле Бога, создавшего меня во утробе матери, в великолепный чертог мира для того, чтобы в определенное время Творец ввел меня в чертог небесный!

Какое великое благо родители доставляют детям! Нет больше благ, чем доставляемые ими.

Бог требует совершеннейшего почтения детей к родителям, не нарушаемого ни одной неправедной мыслью, ни одним самолюбивым чувством.

Злоба на мать возникает в душе от нечистоты сердечной, от недостатка святой простоты, от гордости. Потому, когда она появляется, сейчас же нужно во смирении сердца просить у Господа помилования и отнюдь не искать причины ее в том лице, к которому возгорелась ненависть.

Как в пречистых животворящих досточтимых, страшных Христовых Тайнах соблазнял меня лукавый скромным видом простого хлеба и вина (земли, попираемой ногами), так и относительно родительницы моей он соблазняет меня скромным, простым видом ее, простыми, необразованными словами и манерами ее. Но как те сами в себе всегда досточтимые Тайны, так и мать моявсегда досточтимая мать моя; как под простыми, смиренными видами хлеба и вина Господь Животворящий, так и в простом, грубом теле и необразованном слове дух матери моей.
Оставь мать твою в ее совершенной простоте и безыскусственности в слове и манерах: под этою внешней грубостью и безыскусственностью скрывается простое, доброе искренно сочувствующее сердце. Взор ее взор благости; слово ее слово сердца.
Нет на земле большего благодетеля, кроме матери. Соответственно благодеяниям почтение.
Не за красоту лица, не за образование, не за ум, не за доброе сердце и даже не за душевные добродетели кротость, смирение, простоту уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она мать моя, и ради заповеди Божией.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Легко отречется и великого Бога, кто отрекся отца. И наставника в благочестии уважай как отца.

Сыну никогда не входить в спор с отцом — повелевает закон, а прежде закона — природа.

Святитель Григорий Богослов (329-389).

Кто почитает старших, того будут радовать младшие, и в день молитвы своей будет он услышан.

Преподобный Ефрем Сирин (IV век).

Сыне, не гордись знаниями перед своим неученым отцом, потому что его любовь больше, чем твое знание. Если бы не было его, не было бы ни тебя, ни твоего знания.

Дщерь, не гордись своей красотой пред сгорбленной матерью своей, потому что ее сердце красивее твоего лица. И ты, и твоя красивость вышли из ее скудной утробы. Научитесь, дщери, почитать своего отца, и чрез это научитесь почитать и всех других отцов на земле.

Почитай отца твоего и матерь твою, потому что твой путь от рождения и до сего дня обеспечен усилиями родителей и их страданиями. Они тебя принимали и тогда, когда все друзья отворачивались от тебя, немощного и нечистого. Они тебя примут, когда все отвергнут. И когда все будут бросать в тебя камни, мать твоя бросит полевые цветы. Отец принимает тебя, хотя знает все недостатки твои. А друзья же твои тебя отвергнут, даже если им известны только добродетели твои. Знай, что нежность, с которой принимают тебя твои родители, принадлежит Господу, принимающему Свое творение как детей Своих. Так же как шпора заставляет коня бежать быстрее, так же и твоя вина перед родителями заставляет их еще более заботиться о тебе.

Святитель Николай Сербский (Велимирович) (1881-1956).

В семейной жизни необходимые и естественные преподаватели Божия благословения родители. Давая бытие своим детям, они как бы продолжают действие творения Божия и, следовательно, носят на себе печать власти и силы Божией, которая дает и поддерживает жизнь всего живущего. Вот почему значение власти родительской ограждается Самим Богом, когда между десятью заповедями только одна о почитании родителей заключает в себе явное обетование награды: Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, прибавлено: и долголетен будеши на земли.

Игумен Вонифатий (Виноградский) (1785-1871).

Родители суть благословенные орудия Творца; чрез них мы получили от Бога жизнь и бытие. Следовательно, почитать родителей значит почитать Самого Творца. Вот как велики для нас родители наши, и как велико должно быть от нас почтение к ним! Поэтому и обращаться с ними всегда и во всяком случае мы должны не только с учтивостью, но и с почтением, как с особами, священными для нас.

Г. Дьяченко, священник (XIX век).

Когда ребенок не признает родителей за своих благодетелей и не любит их даже при том, что у его родителей есть страх Божий, то как он может любить и чтить Бога своего Великого Благодетеля и Отца всех людей? Ведь осознать великие Божии благодеяния в детском возрасте очень непросто.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994).

Всякое почтение отдавай, христианин, родившим тебя, да благо тебе будет. Кого тебе и почитать, как не родителей? Твои родители суть великие твои благодетели: показывай им свою достойную благодарность во всю твою жизнь. Поминай болезни и труды их, в твоем воспитании подъятые, и будь им за то благодарен. Знай точно, что ничем за их благодеяние, тебе оказанное, воздать не можешь. Многое они тебе одолжили, много и ты им должен. Всякое послушание им оказывай. Никакого дела без их совета и соизволения не начинай, да не без успеха будет начатое твое дело. Берегись бесчинно пред ними поступать, слова говорить и дела непристойно делать стыдись и берегись, крайне берегись грубым словом и делом оскорбить их, но со всякой учтивостью говори им и отвечай, имея в сердце любовь и почтение к ним. Если за что-либо наказывают тебя, и ты знаешь подлинно, что виноват в этом, признавай свою виновность со смирением и с кротостью претерпи наказание: наказывают тебя для того, чтобы ты был добр и исправен. Если же знаешь свою невиновность и совесть твоя тебя оправдывает, то объявляй свою невиновность со всякою учтивостью и смирением. Кротость твоя везде разумна да будет, да познают, что ты чадо их доброе и послушное.

Во всякой нужде и недостатке не оставляй их, но помогай им и послужи им, а паче в старости. Какие немощи в них увидишь, каковые случаются и добрым людям, молчанием прикрывай; но если и что соблазнительное увидишь, крайне берегись осудить и иному объявить о том. Не подражай в этом деле Хаму, сыну Ноеву, который, видя наготу отца своего, пошел поведать братьям своим; но последуй Симу и Иафету, братьям его, которые, прикрыли наготу отца своего и не видели ее (Быт. 9, 23). Будь и ты аки не видяй, когда что увидишь в своих родителях.

Если провинишься и как-нибудь оскорбишь их, не медли, но тотчас со смирением проси прощения, да не подпадешь суду Божию. Ибо если у всякого человека, оскорбленного нами, должно нам просить прощения и примириться с ним, по слову Христову, то тем более должно так поступать с родителями нашими, которых мы должны любить и почитать более других.

Великая неблагодарность и тяжкое беззаконие — быть злодеем к своим благодетелям и воздавать им злом за добро. После же Бога нет больших к нам благодетелей, как наши родители, поэтому страшно быть к ним неблагодарными.

Святитель Тихон Задонский. (1724-1783).

Имея в виду скорби и труды родителей, Апостол завещает детям: воздавайте должное родителям, почитайте их и повинуйтесь им во всём, ибо это угодно Господу и этого требует справедливость (1 Тим. 5, 4; Еф. 6, 1-2; Кол. 3, 20).

Богослов Герман Шиманский (1915-1961).

Когда страдания крестные раздирали душе и тело Спасителя, когда пронзенными членами так тяжко висел Он на гвоздях между жизнию и смертию, а на нем целый мир висел над гибелью в ожидании спасения. Ни муки всего ада, ни попечения всего мира, всех времен и вечности не заглушили в Нем чувства законной обязанности к Матери. Сию обязанность, которой исполнение пресекалось для Него вместе с земною жизнью, Он передал тогда Иоанну, которого девство и любовь соделали достойным быть служителем Девы Матери; а чрез то и в сей части закона, подобно как во всех других, показал нам совершенство, состоящее в том, чтобы почтение к родителям и попечение о них простиралось на все обстоятельства жизни, до гроба и далее гроба…

Сколь легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, столь тяжек грех непочтения к ним. Посему в Законе Моисеевом за злословие против отца или матери положена была смертная казнь.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели